Корабельная сторона
Номер от 25 августа 2003 г.

Два линкора... один линкор...
В СЕВЕРНОМ доке эллинга завода N 402 21 декабря 1939 года состоялась торжественная закладка линкора - «Советская Белоруссия» (заказ N101).

Этому предшествовала большая работа пущенного недавно во временную эксплуатацию корпусного цеха, обработавшего первые 240 тонн деталей для закладного района днищевого перекрытия корабля. Спустя полгода, 22 июня 1940 года, в южном доке был заложен второй линкор - «Советская Россия» (заказ N I02).

Корпусостроение на заводе наращивало темпы. К началу октября 1940 года на стапель заказа N101 было выставлено 2648 тонн металла. Днище линкора, кроме района бортовых отсеков противоминной защиты, было сформировано почти на 80 процентов, взято на сборочные болты, частично заклепано. Готовность корабля в целом составила 2,7 процента.

Продвигалось и строительство заказа N 102. К октябрю 1940 года на стапеле линкора «Советская Россия» в разных стадиях работ находилось 1242 тонны металла, его готовность оценивалась в 0,97 процента. И вдруг 19 октября последовало решение правительства: строительство заказа N101 прекратить и форсировать работы на заказе N 102.

Сколько-нибудь убедительных обоснований этому беспрецедентному решению - сократить программу за счет корабля с большей степенью готовности - до сих пор найти не удалось. Версия о том, что для заказа N102 были получены главные турбозубчатые агрегаты, а для заказа N101 их не было, выглядит более чем странно. Действительно, в начале 1941 года на завод из Швейцарии, с фирмы «Броун-Бовери», поступил комплект Г ТЗА для линкора проекта N23. Но он одинаково подходил как для одного, так и для другого заказа .

Скорее всего, на это решение оказал влияние массовый и трудноисправимый брак по заклепочным соединениям заказа N101, обнаруженный в начале октября 1940 года. Оказалось, что около 70 тысяч заклепок были поставлены не из той марки стали (обычной углеродистой вместо легированной стали хромансил, как это требовалось чертежами для ответственных конструкций корабля). Брак явился следствием нечеткой работы всех звеньев молодого коллектива стапельного цеха - производственников, контрольных мастеров, технологов. Исправление брака заняло бы много месяцев, в течение которых дальнейшее формирование корпуса практически приостанавливалось.

Линкор «Советская Белоруссия» стал первым кораблем в довольно длинном списке заказов, находившихся в разной степени готовности, которые на протяжении всей своей деятельности заводу пришлось разбирать, уничтожая результаты большого труда. Каковы бы ни были причины, заставлявшие руководителей государства принимать подобные решения, коллективом завода они воспринимались очень болезненно.

Естественно, что встал вопрос о максимальном использовании конструкций заказа N101 на заказе N102. И тут выяснилось, что его днище в средней части существенно отличается от днища заказа N 101.За полгода, которые прошли между закладками этих двух кораблей, проектант внес значительные изменения в конструкцию, усилив донную защиту корабля. Так заводу впервые пришлось столкнуться с характерной особенностью нашего кораблестроения - почти непрерывным изменением конструкций отдельных элементов кораблей, находящихся в постройке, с целью их усовершенствования и улучшения. Но при этом не учитывалось, что тормозился производственный процесс и для завода возникали дополнительные трудности.

Схему разборки и использования конструкций заказа N101 разработал тот, кто начинал постройку этого линкора, - строитель по корпусной части П.М. Гром, в будущем один из руководителей конструкторского отдела предприятия и наиболее авторитетный на заводе инженер-кораблестроитель.

Средняя часть днища сто первого разбиралась на детали с частичным использованием их на заказе N102. А вот днище в конечностях можно было бы крупными узлами перенести на стапель заказа N102, в южный док. Казалось, что еще проще - доки находились рядом. Но стапельный цех еще был далеко не закончен постройкой и совершенно не оборудован. Действовали только мостовые краны грузоподъемностью 5 тонн. Но П.М. Гром разработал схему передачи крупных узлов днища заказа в южный док по деревянным путям с помощью специальных салазок , системы тросов и лебедок. Однако вследствие больших затрат от этого способа решили отказаться. Пришлось разбирать днище на узлы весом не более 8 тонн и с помощью двух мостовых кранов переносить на стапель.

В январе 1941 года стапель северного дока был очищен, и на нем заложили четыре эсминца проекта 30. 1678 тонн первосортной стали отправили в шихту. Но ни линкору «Советская Россия», ни этим эсминцам не суждено было сойти со стапелей завода

Леонид ШМИГЕЛЬСКИЙ