Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Суббота, 23 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 25 августа 2003 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 25 августа 2003 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Завещание Владимира Путина

Версия для печатиОтправить статью другу
Неизвестные страницы из жизни отца российского президента, бывшего краснофлотца-подводника

В нынешнем году Россия имеет полное право отметить столетний юбилей своего подводного флота. В 1903 году был сдан флоту номерной миноносец, который потом, когда завеса строжайшей тайны несколько поослабла, был наречен подводной лодкой «Дельфин». За свою столетнюю историю подводный флот коснулся судеб многих россиян. Но мало кто знает, что и нынешний глава государства связан с ним особыми, родственными узами.

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ на Серафимовском кладбище, неподалеку от того места, где погребены моряки с «Курска», стоит черный мраморный крест. Под ним лежит еще один подводник, не доживший год до черного августа 2000-го и ничего не узнавший, на свое счастье, о трагедии в Баренцевом море - бывший краснофлотец, рулевой-сигнальщик одной из балтийских подводных лодок Владимир Спиридонович Путин. Впрочем, на его веку был свой «Курск», как были и триумфы подводного флота.

Под взрывы «гремучего газа»

В далеком 1932 году новобранец Владимир Путин прибыл в учебный отряд подводного плавания, что и поныне располагается в гаванской части Васильевского острова в старинных флотских казармах. То было бурное время, когда на ленинградских стапелях, в конструкторских бюро и учебных классах закладывалась мощь будущего советского подводного флота.

В тот год, когда краснофлотец Путин надел бескозырку балтийского подплава, по подводным лодкам Балтийского флота прокатилась волна внутренних взрывов. Взрывались аккумуляторные батареи, которые интенсивно выделяли «гремучий газ». Взрыв в замкнутом объеме страшнее взрыва на открытом месте. Моряки погибали десятками. Почему взрывались батареи? Причина крылась в сущем пустяке: ну кто мог подумать, что перемена сорта сурика, который входил в состав активной массы аккумуляторов, будет стоить кому-то жизни?! До революции сурик закупали в Бразилии, он славился своей химической чистотой и не «водородил». Когда его заменили на советский, менее чистый, то и начались взрывы «гремучего газа» в аккумуляторных ямах.

Путин-старший вполне мог стать жертвой одного из таких взрывов. Но судьба хранила моряка.

После Гражданской войны субмарины Первой мировой войны превратились в «железные плавучие гробы». Именно они составляли основу подводных сил флота 20-х - начала 30-х годов. Любой выход на них - даже в не самые глубокие воды Финского залива - был смертельным номером. Александр Александрович Пышнов, подводник-командир тех давних лет, рассказывал автору этих строк:

- Нынешние подводники просто не поверят, как мы жили и как мы плавали! Холодильников не было. Питались консервами. Пресной воды хватало на 21 сутки, потом протухала. О приборах регенерации воздуха и не помышляли. Определяли его годность для дыхания дедовским способом: «Боцман, чиркни спичкой! Горит или нет?» - «Так, что трешшит!»

Спичка шипела, но от нехватки кислорода не загоралась: пора всплывать! И всплывали, и плавали. А что делать? Пока не построили новые лодки, надо было учить моряков, сохранять кадры. Подводное плавание, как и любое непрерывное производство, не начнешь с нуля...

Завещания - сжечь!

Тогда такой обычай был заведен: перед выходом в море вся команда, от командира до кока, писала завещания. Конверты с ними хранились в сейфе у старшего адъютанта командира бригады. Страховали только сдаточную команду... Что мог завещать краснофлотец Путин своей семье? Скромное месячное жалованье? Бушлат первого срока или ботинки-хромачи? Наказывал долго жить и не поминать лихом? Грустное это дело - писать завещания. Бригадный адъютант бросал матросские бумажки в печь всякий раз, как только подводная лодка благополучно возвращалась в базу. Не сохранилось, разумеется, ни одного путинского завещания. Но есть вещи, которые передаются по наследству не в нотариальных бумагах, а в крови, в генах. Может быть, поэтому президент России Владимир Путин не просто посетил одну из подводных лодок Северного флота, как это делали его предшественники, а вышел на ней в море и принял в центральном посту атомного подводного крейсера «Карелия» традиционное посвящение в подводники - испил чашу соленой забортной воды.

Вскоре после призыва краснофлотца Путина на флоте произошла трагедия, подобная, хотя и менее масштабная, «Курску». В октябре 1931 года подводная лодка N 9 («Рабочий») столкнулась с другой субмариной и затонула на глубине 84 метра. Спастись не удалось никому. Злосчастную лодку нашли через год - во второй половине 1932 года, когда новобранец Путин прибыл в учебный отряд, а подняли летом 1933 года силами ЭПРОНа. Конечно же, все только и говорили об этом событии.

Всплывающий под куполом храма

Крещенному во младенчестве краснофлотцу Путину предстояло принять еще одно крещение - в храме бывших Отдельных гардемаринских классов. Тогда и теперь в нем размещалась и размещается УТС - учебно-тренировочная станция подводников. Такого храма в мире больше нет. И дело не в архитектуре или святынях. Его нет просто потому, что ни в одном храме мира не поставили железную башню высотой с 10-этажный дом, наполнив ее водой.

За восемь десятилетий через шлюз этой башни прошли тысячи молодых людей в черных пилотках. Их учили всплывать из затопленной подводной лодки, учили не бояться морской глубины. Мало выбраться под водой из тесных горловин, надо не поддаться искушению мгновенного всплытия (это верная смерть от вскипания в крови азота), надо не спеша подниматься по тросу-буйрепу, нащупывая через каждые 10 метров узлы-мусинги, задерживаться и хладнокровно отсчитывать минуты декомпрессионного режима. Чем ближе к поверхности, тем дольше выдержки.

Быть может, из всех переделанных большевиками церквей этот храм в качестве УТС продолжал быть храмом, ибо служил делу спасения на водах. Так или иначе, но краснофлотец Путин всплывал под высоченным куполом с дыхательной маской на лице именно здесь. Здесь же погружался в бассейне, сооруженном прямо в алтаре, и самосвятная вода окропляла подводницкие гидрокостюмы. Они вот и теперь еще висят в ризнице. Здесь единственный в России музей дыхательных аппаратов для спасения подводников. И здесь по-прежнему всплывают под куполом парни, которым идти служить на атомоходы.

Подводной службы не боялись

Сегодня в Питере живут лишь трое человек, которые учились в учебном отряде во времена краснофлотца Путина. Один из них - 87-летний ветеран-балтиец Аркадий Михайлович Елюшкин:

- Учились мы восемь месяцев, а служили пять лет. Тогда в отряде готовили подводников по двум направлениям: «тяжелые силы» - это специалисты для электромеханических боевых частей (мотористы, электрики, трюмные) и «легкие силы» - рулевые-сигнальщики. Кормили хорошо. В обед всегда играл духовой оркестр. Отряд готовил спецов для всех флотов. Но перед отправкой всегда спрашивали, где хочешь служить. Подводной службы мы не боялись. По молодости лет мало чего опасаешься. Считалось, главное - знать досконально свою специальность, тогда не пропадешь. Но в моря мы, балтийцы, ходили недалеко. Осваивали в основном Финский залив. В южную часть Балтики не совались. Очень редко были заходы в иностранные порты.

После учебного отряда рулевой-сигнальщик Владимир Путин служил в Кронштадте в бригаде подводных лодок. Именно она в годы войны станет подводным щитом Ленинграда. Судьба по-прежнему хранила моряка, и он не попал в экипаж подводной лодки Б-3 («Рысь»), которая погибла в 1935 году под форштевнем линкора «Марат» на учениях в Финском заливе. Ему наверняка пришлось хоронить своих сотоварищей по «учебке», когда подводную лодку подняли и поставили в один из ковшей кронштадтской гавани. Он вернулся домой в 1937 году живым и здоровым.

Вместо послесловия

К своему столетнему параду подводный флот России не сохранил в своем составе и ста подводных лодок. «Морская газета» опубликовала его корабельный состав: 19 атомных подводных крейсеров стратегического назначения, 9 субмарин с крылатыми ракетами, 47 многоцелевых ПЛА и 26 дизельных подлодок. Но это уже забота не краснофлотца Путина.

То, что президент неровно дышит к флоту, моряки заметили давно. И это внушает им надежду, что флаг подводного флота не будет спущен. Ведь не только же бушлат подводника завещал ему отец.

Николай ЧЕРКАШИН, «Российская газета»



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Мир   На морских широтах  |
Северодвинск   Флотский прицел Новочеркасска  |  Незаконченная диссертация для фортепиано  |  Не стало Бахтина  |  На «коротком плече»  |
Россия   Золоченые кресты на мачтах  |  Два линкора... один линкор...  |  Завещание Владимира Путина  |  Информация с верфей  |  ВМФ новой эпохи  |  Великим кораблям не бывать  |  Подводные «гости» учений  |  Скандальное котловое довольствие  |
Общество   Телевизор в полосочку  |  Наши люди в Африке  |  Сто лет – сто героев  |  Поморские корни Александра Вешнякова  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Август 2003
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com