Знаменитому Беломорско-Балтийскому каналу исполнилось 70 лет
70 лет тому назад, в мае 1933 года, отряд кораблей в составе эсминцев «Куйбышев» и «Урицкий, сторожевых кораблей «Смерч» и «Ураган», подлодок «Декабрист» и «Народоволец» вышел из Кронштадта на Север. Курс был проложен не в море, а через материк: в сторону Ленинграда, по Неве, Ладоге, реке Свирь, Онежского озеру до Повенца, откуда начинался Беломорско-Балтийский канал...Открывать канал приезжали И.В. Сталин, К.Е. Ворошилов, С.М. Киров. Они прошли по ББК часть пути на колесном пароходе «Анохин», где Сталин вполголоса сказал: «мелко и узко...» Об этом я узнал позднее. Свою первую практику в 1948 году, будучи курсантом, я проходил как раз на этом пароходе, ходившем тогда между Ленинградом и Выборгом. На двери из красного дерева сверкала памятная доска, свидетельствующая, что в этой каюте в 1933 году был тов. В.И. Сталин.Более обстоятельно мне довелось познакомиться с Беломорканалом в 1953 году. Тогда мы, моряки-североморцы, прибыв в Балтийск, бывший Пиллау, приняли отряд кораблей вспомогательного флота, чтобы перегнать его на Север по внутренним водным путям. Наша группа получила теплоход «Белогорск», только что построенный в Польше. Специалисты разных боевых частей быстро освоили «гражданские» механизмы судна.Кстати сказать, в то время там произошло мое знакомство со знаменитым адмиралом А.Г. Головко, который тогда командовал Южным Балтийским флотом. Меня выбрали секретарем комсомольской организации и одно из собраний пришлось провести в его присутствии.Как это было? Проезжая на своей машине по пирсу гавани, Головко остановился напротив «Белогорска», поднявшись по трапу, приказал небрежно одетому вахтенному вызвать дежурного по кораблю. Им оказался старший механик Богачев. Тот и предстал перед адмиралом небритым и испуганным. Получив нагоняй, Богачев нашел меня и велел провести комсомольское собрание. Все быстро собрались в кают-компании, как по боевой тревоге. Выступая, я признал грех в дисциплине команды и для порядка пожурил разгильдяев. Головко, кинув короткую реплику, удалился, сняв со всех стресс. Старлея Богачева адмирал на губу не посадил, очевидно, памятуя, что тот вскоре отправится в дальний поход...Впечатлений о канале было много, но особенно запомнилась заключительная, наиболее сложная часть перехода. От острова Орешек нас протащили буксиры по Ладожскому озеру к реке Свирь. До постройки двух ГЭС река была сильно порожистой и непроходимой для судов с большой осадкой. Мы же самостоятельно преодолели по извилистой Свири против течения 220 километров сравнительно быстро. На 62-м километре прошли городок Лодейное поле, где Петр I заложил Олонецкую верфь. Когда-то здесь строили гребные и парусные корабли для русского военно-морского флота. Отсюда в моря и океаны направлялись галеры и фрегаты. Сработанные из добротного леса они отличались высокими мореходными качествами. Шлюп «Мирный» постройки этой верфи принес славу всей России. Под командованием флотоводца М.П. Лазарева «Мирный» вместе с таким же шлюпом «Восток», ведомым известным мореплавателем Ф.Ф. Беллинсгаузеном, открыли в 1920 году Антарктиду и множество неизвестных островов Южно-Полярного океана. Заметим, что только в Северной войне со шведами участвовало 450 олонецких галиотов, шняв, фрегатов, в том числе и в славных сражениях при Гангуте и Гренгаме!В 1830 году верфь была переведена в Петербург. Городок быстро пришел в упадок и царское правительство использовало его как место ссылки неугодных ему лиц.В начале сентября 1941 года фашистские полчища вышли на правый берег Свири напротив Лодейного Поля - на тысячу дней и ночей левый берег стал передним краем обороны войск Карельского фронта, откуда ровно через три года после начала войн враг был отброшен. Об этом говорят траншеи и окопы - свидетели войны.Онежское озеро прошли, как по ковру. Завернули в устье карельской реки Водла. Там нас взял за «усы» пароход-угольщик «Кемь» и отбуксировал в Повенец. Где и начинается знаменитый канал. Официально Беломорско-Балтийский канал открыт в августе 1933 года. Идея же его создания принадлежит Петру I, который еще в 1702 году проложил дорогу от Белого моря до Онеги, а затем с войсками, артиллерией и фрегатами прошел этот путь от Сороки до устья Невы.Длина ББК - более 220 километров, Южный Повенецкий участок до озера Выг - 47 км (имеет 9 шлюзов), Выгозерский участок - 85 км, Северный участок - 88 км (10 шлюзов). Подъем по Повенецкой «лестнице» до Волозера - 103 метра, высота Исаакиевского собора в Ленинграде!Построен ББК заключенными в рекордно-короткий срок - 1 год 8 месяцев. Было применено много технических новшеств, которых гидротехника ранее не знала: ромбовидные деревянные ворота, оригинальные цилиндрические затворы, наклонно-ряжевая плотина.Путь по «Повенецкой лестнице» был тяжел. Особенно для матросов боцманской команды. На первом участке до шлюза №5 следуют двухкамерные шлюзы через каждые несколько сот метров. При заполнении камер водой нужно подтягивать концы, самому сбрасывать их с рымов, а то и подыматься наверх, исполняя обязанности швартовых матросов. До амнистии Берии, освободившей зеков, которые обслуживали ББК, были особые команды из швартовщиков и охраны. А когда мы шли вместо них работали женщины, даже старушки с ружьями. Канал-то запретная зона. Вот и бедные матросы, обливаясь потом и не покидая палубы, круглые сутки вахтили у кнехт. Самое горячее место - наш бак. В машине тоже потели - реверсы следовали один за другим. Никто не мог сойти с палубы и мостика. Нужны глаз, уши и флотская интуиция.После пятого шлюза расстояние между ними увеличилось на несколько километров лишь на участке широкого и длинного озера (больше 100 км) всем, кроме вахт, можно было отдохнуть. Выгозеро до 30 километров в ширину. Оно - источник, из которого питаются шлюзы и искусственная часть пути, что прорыта на расстоянии 37 километров. В Выгозеро впадают три реки: Выг, Вожма и Сегежа.Встречались на пути и удивительные вещи: торфяные, плавучие острова, незаходящее солнце и... звонкая тишина. Тогда мы собирались в походной рубке. Рулевой вел судно по створам, электрик зорко следил за электрооборудованием, памятуя о том, чтоб не обесточилась рулевка, а наш пес-адмирал Рекс спал на палубе у камбуза, откуда доносились вкусные запахи. Несмотря на прохладную погоду, всем хотелось есть...После захода в Надвоицы, мы спустились по другой «лестнице» до Белого моря, где располагалась пристань Сорока (сорок островов). По пути вместе с бабами крутили лебедки на берегу, чтобы развести железнодорожный мост. И вот мы - дома!
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!