Это случилось почти 17 лет назад: в Саргассовом море затонула наша подводная лодка К-219.
Причины еe гибели так же загадочны, как и причины гибели «Курска»Но почему-то все время приходит в голову версия, озвученная 12 августа прошлого года, во вторую годовщину гибели «Курска»: причиной гибели АПЛ стало столкновение (может быть, и так называемое «боевое», с применением оружия?) с «чуждым» подводным объектом. Эта версия не дает покоя многим российским подводникам до сих пор...ПОЛТОРА года назад, в январе 2002-го, генеральный прокурор РФ Владимир Устинов, подводя предварительные итоги следствия по факту гибели атомной подводной лодки «Курск», заявил: «Фактов, свидетельствующих о наличии вблизи «Курска» кораблей, нет ни в одном журнале, найденном на лодке. А зеленый буй, якобы принадлежавший иностранной подводной лодке, который видели моряки c «Петра Великого», по всей видимости, не имеет отношения к иностранной субмарине. Многократные допросы свидетелей показали, что люди, видевшие зеленый буй, перепутали его с обыкновенной медузой, которые летом заходят в Баренцево море». Интересно, видел ли генпрокурор когда-нибудь моряка, который мог перепутать буй с медузой? Я не видел. Если не ошибаюсь, это единственная публикация, в которой зафиксировано прозвучавшее из уст генерального прокурора словосочетание «иностранная подводная лодка». Все время тема как бы обходилась «по умолчанию».Можно, конечно, считать чисто хронологическим совпадением, что буквально через месяц в «Российской газете» появилась громадная (несколько полных газетных полос, что для этого издания редкость) публикация хорошо известного северянам Александра Емельяненкова: журналист как бы признавал, что в ситуации с «Курском» не все точки над i расставлены! И как бы вскользь упоминал уже основательно подзабытую аварию на К-219. Сдается, что огромная публикация в официальной «РГ» не могла появиться «просто так».В свое время мне пришлось служить в знаменитой 19-й дивизии атомных подводных ракетоносцев в Гаджиево - в той самой, к которой была приписана погибшая 219-я. Роковое совпадение: тогда 19-й дивизией командовал боевой, уважаемый на флоте, грамотнейший подводник Вячеслав Попов. После К-219 ему на три года задержали получение воинского звания «контр-адмирал», соответствующего должности командира боевой дивизии. И он же командовал Северным флотом, когда погиб «Курск». После «Курска» его «ушли». Сейчас он член Совета Федерации от Мурманской области. Взрыв на АПЛСообщение ТАСС 4 октября 1986 года: «На советской подводной лодке с баллистическими ракетами на борту в районе примерно 1000 км северо-восточнее Бермудских островов в одном от отсеков произошел пожар...» Подводная лодка К-219 находилась в автономном плавании около 30 суток. После всплытия на сеанс связи и определение места ПЛ из перископного положения ушла на глубину. И вдруг в одну из ракетных шахт по левому борту хлынула вода. Забортным давлением раздавило корпус ракеты, люди услышали что-то вроде взрыва. Вода стала поступать в отсек. Три человека погибли сразу. Лодка всплыла, по отсекам расползался туман светло-оранжевого цвета - пары ракетного топлива уходили через поврежденные магистрали и трубопроводы... Экипаж боролся за спасение корабля уже около четырнадцати часов, когда из 6-го отсека в центральный пост поступил доклад: в 5-м отсеке пожар, появился черно-бурый дым. Через 50 минут после этого сработала аварийная защита реакторов. При срабатывании аварийной защиты компенсирующие решетки (КР), заглушающие реактор, автоматически должны опускаться вниз. Однако КР вниз не пошли, «зависли». На двигатели их приводов не поступало электропитание.С того момента, как сработала аварийная защита и стало ясно, что подать питание на приводы КР не удастся, все поняли: самое главное - заглушить реактор. Ждали сообщений береговые узлы связи. У телефона с гербом на «вертушке» ждал Михаил Сергеевич, еще пока при власти, даже не предполагающий, что будет со страной и с ним самим через несколько лет. Ему было тревожно. Было из-за чего нервничать. 11 октября должна была состояться встреча с Рональдом Рейганом в исландском Рейкьявике. А тут буквально в двух шагах от Америки - по океанским, конечно, масштабам - плавучий Чернобыль...Об этих событиях на К-219 я слышал непосредственно от Юры Демьяна, своего одноклассника по военно-морскому училищу в Севастополе, - именно он сидел за пультом реактора, когда все происходило, сам слышал доклады из 7-го отсека. В молодости черноволосый, он рано поседел после 219-й... В 7-й зашел командир группы Николай Беликов вместе с матросом Сергеем Премининым. Офицер и матрос вместе опускают на нижний концевик решетки КР. Юра Демьян, реакторщик-управленец, следит за сигнализацией на пульте, докладывает в центральный: «Две решетки КР на нижних концевиках!» Беликов теряет сознание, матрос Преминин выносит его в восьмой отсек.Обратно в реакторный он идет уже один. Уходит навсегда. Можно только догадываться, что он испытывал, стоя на горячей крышке реактора в тяжелом защитном костюме. Ясно, что все силы и мысли были направлены только на одно - крутить рукоятку ручного привода КР. Решетки опущены. Сергей поднимается на верхний ярус аппаратной выгородки и говорит в переговорное устройство: «Докладывает матрос Преминин. Последняя решетка опущена. Реактор заглушен. Иду на выход». Облегченно вздохнули в центральном посту. С пульта ГЭУ подтвердили: все лампочки-указатели нижнего положения КР горят, реакторы заглушены всеми штатными поглотителями.Обрадовались береговые службы связи. Умиротворенный Горбачев пошел докладывать супруге состояние дел и звонить другу Рони. А коварный реакторный отсек словно потребовал жертву за то, что люди оказались сильнее самого сильного - атомного реактора. От высокой температуры поднялось давление, переборочную дверь открыть не удалось. Как снять давление? «Не могу открыть запоры по вентиляции. Закусило чеку на стопоре» - это были, по-видимому, последние слова матроса Преминина. На вызовы центрального он больше не отвечал - не хватало сил. Только слегка стучал по микрофону. Потом и постукивания прекратились. К району бедствия уже подходили суда морского флота - «Федор Бредихин», «Красногвардейск», «Башкирия». Когда стало ясно, что лодку не спасти, что даже на буксире ей не дойти до ближайшей базы, экипаж оставил ее. Борьба за живучесть продолжалась 77 часов 38 минут. Последним покинул лодку ее командир капитан II ранга Игорь Британов - в 11.00 6 октября. В 11.03 двести девятнадцатая затонула, унося в своем чреве матроса Сергея Преминина. Орденом Красной Звезды он награжден посмертно... в 1987 году, а через десять лет ему присвоили звание Героя России.Путин боялся того же, что и Горбачев?Сейчас многие гадают: почему Путин так долго молчал после гибели «Курска»? Сдается, что он мог так долго молчать по той же причине, по которой 15 лет назад молчал и Горбачев после гибели К-219... Вот некоторые сообщения западной прессы тех лет. 5 октября 1986 года. Газета «Вашингтон пост»: «Американские специалисты-подводники подтвердили, что еще до того, как Горбачев известил Рейгана о случившемся, США уже знали о происшедшем на советской подводной лодке. Хотя они не пожелали раскрыть детали относительно того, кто первым передал сообщение об аварии, вероятно, оно поступило от американской субмарины, осуществляющей слежение за советской ПЛ. Слежение является обычным делом...» 6 октября 1986 года. Газета «Интернэшнл Геральд Трибюн»: «Американская многоцелевая ПЛА осуществляла слежение за советской подводной лодкой».Одно несомненно: даже если бы столкновение в 86-м году и было, тогдашнему генсеку вряд ли хватило бы решимости за несколько дней до встречи с президентом США заявить ему об этом. Через несколько лет он будет играть роль мальчика для битья во время августовского путча 1991 года и помалкивать при беловежском разделе Союза. А за последние 25 лет столкновения под водой, к сожалению, происходили почти ежегодно. Только в 1989 году (более поздние данные американцы «закрыли») в ВМС США в 20 крупных авариях погибли 60 человек и 90 ранены. По данным «Гринпис», на тридцати четырех АПЛ США в 1989 году произошло 12 пожаров, 9 столкновений, 3 посадки на мель и другие происшествия.Не хочу сравнивать условия службы подводников у нас и у них. Вряд ли кто из «них» смог бы выжить в наших «диких» отдаленных гарнизонах. И плавать на корабле, не имеющем достаточной ремонтной базы, с экипажем, набранным с миру по нитке из целой дивизии, а, как известно, в прочный корпус идут самые преданные своей профессии. И все равно - простите моряков, северодвинские корабелы, за погибшие корабли. Простите за погибших товарищей... Думается, все точки и в ситуации с гибелью «Курска» расставит только время.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!