Корабельная сторона
Номер от 4 августа 2003 г.

955-й пошел в серию?
Информационные агентства, ссылаясь на того же Иванова, сообщают, что на Севмашпредприятии в Северодвинске заложены уже три (!) единицы данного проекта. Головную же лодку - «Юрий Долгорукий» - планируется вывести из эллинга через три года.

Как было заявлено, «стратегические атомоходы проекта 955 станут основой Российского флота вместе с многоцелевыми атомоходами усовершенствованного проекта 971». Приводится мнение главкома ВМФ Владимира Куроедова, что на вооружении флота должно находиться 12-15 стратегических и порядка 50 многоцелевых атомных подводных лодок.

По словам министра обороны Сергея Иванова, питерское ЦКБ МТ «Рубин», «являясь головным разработчиком атомных подлодок стратегического назначения и дизель-электрических подводных лодок, не утратило свой интеллектуальный, творческий потенциал и уже в новых экономических условиях продолжает разрабатывать оборонную продукцию самого высокого качества».

Любопытно, что из уст высокопоставленных чиновников ни слова не было произнесено о многострадальном многоцелевом проекте 885, который, как и 955-й, уже не первый год строится в Северодвинске. Кроме того, ряд наблюдателей расценивают заслуженные похвалы «Рубину» как некий знак одобрения его планов по созданию кораблестроительного холдинга.

Как уже сообщала «Корабельная сторона», руководство ФГУП «Адмиралтейские верфи» и ЦКБ МТ «Рубин» пришли к соглашению о завершении в 2003 году процесса объединения активов обоих предприятий в части создания неатомных подводных лодок. По словам министра промышленности, науки и технологий РФ Ильи Клебанова, слияние активов ЦКБ «Рубин» и «Адмиралтейских верфей» должно стимулировать создание крупного судостроительного холдинга, в который могли бы войти и коммерческие предприятия, остающиеся за рамками федеральной целевой программы, регламентирующей создание вертикально интегрированных структур судостроительной отрасли России. Речь идет о Балтийском заводе и «Северной верфи».

Ряд наблюдателей полагают, что созданная таким образом структура начнет в большей степени работать «на себя». И вряд ли спроектированные заказы начнут уходить «на сторону», если имеются собственные мощности по строительству лодок, в том числе и атомных. Во всяком случае, еще ни одного серьезного заверения, что северодвинские предприятия ВПК в результате такого питерского объединения не пострадают, пока не прозвучало. А зная нравы, царящие в судостроительной отрасли России, можно предположить, что тучи на городом у Белого моря еще не рассеялись.

Максим СТЕПАНОВ