Корабельная сторона
Номер от 28 июля 2003 г.

Укрощение строптивого
«Я начальник, ты дурак. Будешь жаловаться?»

История эта произошла не так давно, точки в ней еще не расставлены, поэтому имен главных героев раскрывать не будем.

ОДНАЖДЫ старый корабельный офицер, капитан III ранга, зашел по какой-то надобности в магазин. Случай привел сюда же за покупками матроса и лейтенанта. Поскольку у матроса наблюдалось нарушение формы одежды, а наш офицер был воякой строгим и старой закалки, он не преминул сделать замечание. Правда, высказано оно было в привычных выражениях - на «ты» и с применением жестких формулировок. Матрос оказался не робкого десятка и посмел возразить: дескать, очень грубо, товарищ капитан III ранга, вы со мной разговариваете. Поскольку морской волк до сих пор правил и властвовал безраздельно на своей вотчине (корабле), да и служил уже третий десяток лет, в собственной правоте он не сомневался. Для него было привычным, что без приправы крепким словом ни одна команда не подается и не выполняется, а его запасу флотского сленга позавидовал бы любой филолог.

Немудрено, что попытка матроса оправдаться, да еще и со встречным замечанием, была воспринята как бунт на «Потемкине». На несчастного матроса посыпался поток оскорблений и гневных тирад. Лейтенант, чувствуя свою причастность к инциденту, попытался как-то урезонить разбушевавшегося офицера, но незамедлительно получил и свою порцию.

Разрешился конфликт самым неожиданным образом - лейтенант все же взял ситуацию под контроль, поскольку оказался работником военной прокуратуры. Он записал данные офицера и пообещал, что в следующий раз встреча будет проходить в суде.

Ситуацию легкой не назовешь, однозначно определить виновного в происшедшем непросто. Да, офицер был не прав, оскорбляя личность военнослужащего, таких прав ему никто не давал. Но и матросу никто не позволял нарушать форму одежды. Сначала позволил себе брюки не погладить и гюйс не надеть, а потом изменил Родине. Ясно пока только одно: в этом случае имеет место конфликт почти по Тургеневу - поколений старшего и молодого.

Немного истории

Демократическое общество мы начали строить после развала «темницы народов» - Советского Союза. В результате падения тоталитарного режима, железного занавеса для многих людей стало открытием, что в благополучных странах можно требовать компенсации причиненного человеку морального вреда. Что одним из главных аспектов правового государства являются права и свободы граждан. Поскольку приоритеты изменились, с 6-й позиции в Конституции СССР глава «Права и свободы граждан» перемещается в Конституции РФ на 2-е место. Постепенно в соответствии с Конституцией начинают приниматься новые юридические законы и нормативно-правовые акты. В 1993-1994 годах принимается Гражданский кодекс, Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Одновременно в Вооруженных силах упраздняется трибунал - институт тоталитарного государства, репрессий, жесткого отношения к личности. Появляются новые образования - военные суды. В 1997 году в УК вводится уголовное наказание за оскорбление военнослужащего. Каждый военнослужащий, минуя командование, может обращаться в суд с жалобой «на действия органов военного управления и командиров, нарушающих его права и свободы, определяемые законодательством Российской Федерации». Права и свободы людей в погонах четко прописываются в Законе «О статусе военнослужащих».

В жизни все, конечно, выглядит несколько иначе. Реальность такова, что еще до 1995 года фраза «лейтенант - вы г...но», носила на флоте общеупотребительный характер. Процветает самодурство начальников всех рангов, права и свободы военнослужащих продолжают определяться личностью командира. На фоне общего падения престижа Вооруженных сил и массового увольнения личного состава имеет место кризис в стане офицерского корпуса.

Постепенно все же процесс юридического просвещения военнослужащих набирает силу. При случае наиболее подкованные в правовом отношении офицеры грозят зарвавшемуся начальнику подать на него в суд, некоторых ретивых вояк это осаживает. В 1998 году снимается возможность посадить офицера на гауптвахту, в 2002 году, после громкого судебного разбирательства, отменяется упрощенный порядок ареста для всех категорий военнослужащих.

День сегодняшний

С каждым годом конфликтов, подобных «магазинной» истории, в Вооруженных силах происходит все меньше. Военнослужащим старой закалки свойственно нежелание менять мировоззрение, подстраиваться под веяния времени. По мере их увольнения в запас и прогрессирующей юридической просвещенности в среде военных ситуация год от года будет улучшаться. Главное, что курс, взятый государством на построение правового демократического общества, строго выдерживается. Работа предстоит большая, но, как говорят мудрые китайцы, - тот сделал полдела, кто уже начал.

Роман КОТЛЯРОВ