Корабельная сторона
Номер от 28 июля 2003 г.

Судоверфь города Эмдена
Компания «Nordseewerke» - ведущий кораблестроитель Германии

В судостроительном секторе немецкого рынка выделяют три крупные компании: HDW, «Nordseewerke» и «Blohm+Voss». О первой уже подробно было рассказано на страницах нашей газеты, а сегодня речь пойдет о «Nordseewerke» - судоверфи из Эмдена.

ОНА ведет свою историю с 1903 года, и этим летом, 16 августа, в честь своего столетия откроет свои двери для всех, желающих ознакомиться с компанией, ее историей и производственным процессом. В настоящее время весь кораблестроительный комплекс в Эмдене принадлежит корпорации «ThyssenKrupp Group», которая также владеет и судоверфью «Blohm+Voss» в Гамбурге.

Первое впечатление о «Nordseewerke» производит стапель, который использовался еще в семидесятых годах для строительства газотурбинных высокоскоростных контейнеровозов длиной более 250 метров. Портальный кран и расположенный перед ним сборочный цех, несущие на себе имя компании, стали своеобразной визитной карточкой Эмдена. Для уменьшения сроков работ на стапеле, строительство и оборудование крупных секций производится в крытых цехах, а затем они быстро собираются на открытом воздухе. Самый большой сухой док судоверфи имеет размеры 218 на 30 метров.

«Nordseewerke» достигла больших результатов как в военном, так и в гражданском судостроении. Благодаря своим высокопрофессиональным инженерам и рабочим судоверфь может выполнить любой технически сложный проект. Таковым можно считать исследовательское судно класса «FS751», проектированием и строительством которого «Nordseewerke» занимается с апреля 2002 года. Судно, основанное на технологии SWATH, имеет двухкорпусную конструкцию, идеально подходящую для научных работ. В основе корабля лежит дизель-электрическая система с четырьмя генераторами мощностью по 1040 кВт. Ему предстоят в основном военные исследования в области акустического и электромагнитного подводного определения и подводных коммуникаций, что может позволить, например, находить оружие и подлодки неприятеля на большой глубине. Для выполнения различных задач корабль оснащен лабораториями, научными системами гидролокации, кранами, мастерскими, средствами спуска глубоководных аппаратов и специальными контейнерами. Выход в свет нового исследовательского судна запланирован на октябрь этого года.

Благодаря применению самых современных технологий «Nordseewerke» успешно противостоит конкуренции на рынке военно-морской техники, особенно в области создания неатомных подводных лодок. Совместно с HDW и компанией «Ferrostaal» был сформирован «Немецкий консорциум по строительству субмарин» (GSC), основная задача которого заключается в распределении экспортных заказов. За время своего существования GSC поставил 115 лодок для ВМС шестнадцати стран, а в настоящее время идут работы по созданию пяти подводных кораблей.

Военное кораблестроение всегда было приоритетной деятельностью верфи. Во время Первой мировой войны верфь поставляла в основном минные тральщики и патрульные лодки. При Гитлере «Nordseewerke» получила, наверное, самый крупный госзаказ на строительство печально известных подлодок класса «VII C». В период с 1940 по 1943 год было спущено тридцать единиц таких субмарин. После падения власти нацистов вся деятельность военных заводов Германии была заморожена. Судоверфь в Эмдене возобновила свою работу только в 1962 году с подписанием контракта на строительство пятнадцати подлодок класса «Kobben» для военно-морских сил Норвегии. Этот первый в мире послевоенный экспортный заказ на субмарины был выполнен в течение пяти лет.

В последующие годы на верфи были спущены десять лодок класса «206» для германского флота и две - класса «TR 1700» для аргентинских ВМС. В эту южноамериканскую страну также были доставлены комплекты агрегатов для строительства еще четырех субмарин на местных предприятиях. В 1982 году «Nordseewerke» получила заказ от Норвегии на проектирование и строительство шести лодок типа «ULA», которые были доставлены заказчику в период с 1989 по 1993 год. Для верфи это был последний индивидуальный контракт на субмарины: в дальнейшем и государственные, и экспортные заказы выполнялись в тесном сотрудничестве с HDW.

В настоящее время, опять же совместно с HDW, ведутся работы по созданию основы будущего подводного флота ФРГ - субмарин класса «212» с независимой от воздуха пропульсивной системой. О первой лодке нового типа «U31» уже неоднократно писалось на страницах «КС». Сейчас она проходит глубоководные испытания в Северном море. Используя военно-морские технические возможности Норвегии, на ней будут проверены акустика, сонары и система управления огнем. Также ожидается первое испытание торпедного аппарата. «U31» вернется в Киль в середине марта 2004 года, где и произойдет ее передача флоту.

Вторым военным направлением верфи является строительство фрегатов для флота своей страны. Всего было построено три таких корабля: «Embden» (1979) и «Lubeck»(1982) класса «F122», а также «Bayern» (1996) класса «F123». В июле 2002 года был заложен киль третьего фрегата класса «F124», разработанного специалистами трех компаний: «Blohm+Voss», HDW и «Nordseewerke», которым и досталось строительство по одному кораблю, «Sachsen», «Hamburg» и «Hessen» соответственно. Новые фрегаты вобрали в себя самые последние технические решения и инновации в военном кораблестроении и являются самыми современными во всем флоте НАТО. Они имеют следующие параметры: длина - 143 м, ширина - 17 м, осадка - 5 м, водоизмещение составляет примерно 5600 тонн. В основе пропульсивной системы лежат газовая турбина мощностью 23500 кВт и два дизельных генератора по 7400 кВт, которые передают свою энергию на два винта. Крейсерская скорость составляет восемнадцать узлов, а максимальная достигает двадцати девяти узлов.

Церемония крещения нового фрегата прошла в Эмдене 27 июля этого года. Имя «Hessen», в честь немецкого города Эссен, несет на себе уже третье судно в истории военного флота Германии. Линкор «Hessen», построенный в 1905 году, в составе имперского флота принимал участие в Первой мировой войне и был списан в 1934 году. Также был эсминец «Hessen» класса «D184», покинувший ряды немецких ВМС в 1990 году.

В ноябре 2001 года «Nordseewerke» подписала контракт на строительство корветов класса «К130», предназначенных для ведения прибрежных боевых операций совместно с фрегатами или другими кораблями флота. Длина корветов последнего поколения составляет 88 метров, ширина - 13 метров, а водоизмещение - 1650 тонн. Максимальная скорость достигает двадцати шести узлов, а радиус хода - 2500 морских миль. Новая система защиты позволяет эффективно бороться с воздушными атаками. Первый корвет должен пополнить ряды флота Германии в 2005 году.

В области гражданского судостроения «Nordseewerke» с успехом выполняет заказы на различные контейнеровозы, как обычные, так и типа РО-РО. Также в разное время с верфи из Эмдена сходили газо- и химовозы, сухогрузы и арктические ледоколы. Самый необычный заказ был выполнен для одной бельгийской компании в 2000 году. «Nordseewerke» построила гигантский земснаряд вместимостью 33 тысячи кубических метров. Необходимо отметить, что при длине судна двести метров и дедвейте 50500 тонн его грузоподъемность составляет сорок восемь тысяч тонн.

Успех «Nordseewerke» на современном рынке заключается в постоянном поиске новых идей и инноваций. Особая ставка делается на человеческий ресурс, и поэтому компания тесно сотрудничает с университетами и исследовательскими институтами, а также проводит программы по повышению квалификации своих сотрудников.

Андрей БОЯРЧУК