Корабельная сторона
Номер от 28 июля 2003 г.

Вернется ли флот под триколор
Российский флаг становится «удобным» для судовладельцев

Танкер «Вентспилс» перешел из-под «удобного» кипрского флага под российский, сообщает «Korabel.ru». На минувшей неделе в Приморье над танкером торжественно подняли российский флаг. Когда-то принадлежавщее Латвийскому морскому пароходству, судно три года назад было передано в бербоут-чартер (таможенный режим временного ввоза) российской компании «РИМСКО», которая теперь стала полноправным собственником «Вентспилса». По утверждениям специалистов, это первый случай за последнее десятилетие, когда на судне поднимается российский флаг.

ВСЕ последние годы шел обратный процесс: российские судовладельцы меняли национальные флаги на так называемые «удобные». По данным Российского профсоюза моряков, около 80% судов российского флота продолжают платить налоги чужим странам. Наряду с Кипром и Мальтой даже Монголия стала заметной «морской» державой, получив флот, в большинстве состоящий из бывших российских судов. «Удобный» флаг позволяет судовладельцу использовать уже имеющийся флот в качестве залога для получения кредита под строительство новых судов. Но главное, под ним значительно мягче налогообложение: обычно 8-10% от прибыли (в России - 40-45 %). Владелец танкера «Вентспилс» объясняет переход из льготного режима в общенациональный принципиальной честностью. «Раз фирма российская, то и суда должны ходить под российским флагом», - заявил президент «РИМСКО» Фазил Алиев.

Но конкуренты видят более приземленные причины. «На «Вентспилсе» «РИМСКО» подняла российский флаг только для прорыва к внутрироссийской грузовой базе», - считает гендиректор Приморского морского пароходства Александр Кириличев. Он пояснил, что в начале этого года на собрании Союза российских судовладельцев (СОРОСС) было принято жесткое решение не пускать суда под иностранным флагом на российскую грузовую базу для работы между российскими портами.

Представители «РИМСКО» признают, что «Вентспилс» теперь под российским флагом пойдет снабжать нефтепродуктами северные территории России. Северный завоз, выполняемый по госзаказу, - довольно выгодный вид перевозок. В этом году федеральный бюджет готов заплатить за него 9 миллиардов рублей.

А масса судовладельцев ждет принятия международного реестра судов, который бы создал для судов, работающих за пределами России, такой же налоговый режим, как у «удобных» флагов, и позволил использовать суда в качестве залога для получения кредита. Подобные реестры приняли многие развитые страны, даже Грузия и Монголия. Однако больше года против соответствующего российского законопроекта возражали Минфин, МНС, ЦБ, ГТК и МАП. Сейчас, по словам замглавы департамента судоходной политики Минтранса Виктора Юрьева, идут консультации с этими ведомствами. «Думаем, мы сможем внести законопроект в Думу до конца года», - говорит Юрьев. Правда, он опасается, что налоговые ставки утвердят все же выше, чем в странах «удобного» флага и в других национальных реестрах.

Алексей ЯНИН