Корабельная сторона
Номер от 20 июля 2003 г.

Красная цена
Авианосец «Киев» продан в Китай по сомнительной сделке

Редакция «Корабельной стороны» внимательно следит за судьбами больших кораблей, проданных за границу. Недавняя публикация в газете «Версия» (№11, 2003 г.) приоткрывает некоторые новые факты сделки по продаже ТАВКР «Киев». Читатели обратят внимание на несколько эмоциональный тон публикации. Но факты, приведенные автором, и впрямь вопиющи...

ПОСЛЕДНЕЕ время в российских и зарубежных СМИ то и дело появляются душещипательные откровения флотоводцев о «закритическом» состоянии ВМФ России. Денег просят. Мол, не хватает ни на боевую подготовку, ни на вооружение, ни на социальные программы. Трогательно. Деньги у флота есть. Правда, идут они не в том направлении. Мы решили поискать. И кое-что нашли.

Списание

В 1994 году тяжелый авианесущий крейсер «Киев» был выведен из боевого состава флота. У ВМФ не было денег ни на его ремонт, ни на поддержание технической готовности. «Киев» решили пустить на иголки. Была создана межведомственная конкурсная комиссия по продаже корабля на слом. В ее состав вошли представители Минобороны, Минэкономики, Мингосимущества и Минфина России. Итогом работы комиссии стало решение правительства РФ № ЯУ-П4-28873 от 6 сентября 1997 года, которое постановило реализовать корабль на металлолом в как можно более сжатые сроки.

Форсмажор

Все проходило в рамках закона. Объявления о проведении открытых торгов были размещены в российской и зарубежной печати, определен состав конкурсной комиссии.

Конкурс выиграла американская компания «Marine Trade Int,l. Corp.», которая среди всех потенциальных покупателей предложила максимальную цену за корабль - 122,5 доллара за каждую метрическую тонну. Надо сказать, американцы уже имели прочные отношения с ВМФ. С 1993 года компания приобрела у Минобороны 7 кораблей на слом на общую сумму 1,4 миллиона долларов.

К 1998 году компания провела необходимые мероприятия по подготовке корабля к буксировке в Индию, где и намечалась его окончательная разделка. Но тут случилось непредвиденное, или, как принято говорить в среде предпринимателей, форсмажор.

Из-за финансового кризиса в Юго-Восточной Азии и грянувшей вслед за ним девальвации рубля к осени 1998 года цены на вторичный судовой металл на мировых рынках упали на 40-50 процентов. «Marine Trade», уже не могла приобрести «Киев» по первоначальной цене.

Была созвана тендерная комиссия, которая в протоколе №11 согласилась с доводами американцев и решила снизить цену на крейсер. Для определения новой цены Центральное управление материальных ресурсов МО РФ совместно с компанией провело инспекцию. Результаты этой инспекции представителей компании буквально ошеломили - 100,5 доллара США за одну метрическую тонну. Несмотря на все доводы американцев, ЦУМР стоял на своем: не менее 100,5 доллара...

Американцев попросту выдавливали. Красная цена «Киева» составляла 70-75 долларов за метрическую тонну.

Предательство

Итак, продолжим цепочку. Получив через своего агента права на «Киев», австрийская компания «LNK Import-Export» перепродает его конечному покупателю - китайской компании «Тяньма». Тут-то все и открывается. Как вы думаете, сколько китайцы отдали за «Киев»? Не два миллиона, и не три, и даже не четыре. Китайцы заплатили LNK 8,2 миллиона долларов! То есть 328 долларов за каждую метрическую тонну. Поверьте, это фантастическая цена на металлолом! Но никакой мистики тут нет.

Китай платил не за металлолом. Китай платил за боевую единицу, которую продавали под видом металлолома. Летом 2001 года, после прибытия корабля в Китай, правительство КНР постановило переоборудовать его в музей. Самое интересное, что у Китая, страны, никогда не обладавшей авианосным флотом, такие музеи уже есть. Три музея-авианосца - это уже не смешно... Особенно, когда начинаешь изучать планы строительства ВМС Китая. В них, в частности, говорится о том, что к 2015 году в морскую группировку войдут два авианосца и два-три вертолетоносца. По некоторым данным, к строительству своего авианосца китайцы уже приступили. Второй по своим тактико-техническим характеристикам очень похож на авианесущий крейсер «Варяг», а для использования в качестве вертолетоносца может отлично подойти «Киев». Даже строить не надо. Фактически Китай получил весь авианосный флот России.

Не будем углубляться в геополитику. Не исключено, что эти корабли в конечном итоге будут использованы и против нас. Налицо предательство как экономических, так и политических интересов России. Кстати, недавно ЦУМР обратилось в арбитражный суд с требованием обязать китайскую компанию «Тяньма», как того требует договор, разделать корабль на иголки. И суд постановил! Китайцы внимательно выслушали...

Вадим САРАНОВ «Версия»

P.S. Как нам стало известно, в Москве прошли переговоры между представителями ЦУМР и ВЭС и китайской компании «Тяньма». Стороны пришли к мировому соглашению. Несмотря на решение арбитражного суда, авианосец «Киев» не будет разделан на металлолом. Взамен Китай выплатит Минобороны России дополнительно 1,5 миллиона долларов.