Корабельная сторона
Номер от 23 июня 2003 г.

А корабль не плывет
Индия отказывается вооружаться российскими фрегатами стоимостью около 900 миллионов долларов

15 июня в Россию с официальным визитом приехал начальник генштаба Индии генерал Нирмал Чандра. Его главной задачей станет разруливание скандала, возникшего после заявления командования ВМС Индии о том, что они отказываются принимать на вооружение 2 фрегата проекта 1135.6, купленных у России. Причина - российское оружие не способно выполнить поставленные перед ним задачи.

РЕШЕНИЕ индийской стороны отказаться от российских кораблей означает, что в рейтинге мировых экспортеров оружия Россия может потерять 2-е место и не дотянуть по прибылям до показателей прошлого года, - заявила «Известиям» эксперт по вооружениям Центра политических технологий Наталья Хмелик. - В целом на военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Индией этот эпизод серьезно не повлияет: будут переговоры, какие-то доделки. Индийцев сегодня волнует не столько сама российская техника, сколько получение лицензий на ее самостоятельное производство.

В настоящее время объем обязательств между Россией и Индией в сфере военно-технического сотрудничества составляет более 3,5 млрд. долларов. Львиная доля этой суммы - поставки истребителей Су-30МКИ, танков Т-90С и военно-морских вооружений.

История с постройкой фрегатов для ВМС Индии с самого начала приобрела скандальный характер. Сначала руководство Балтийского завода в Санкт-Петербурге провело приватизацию предприятия за счет индийских денег. Затем, чтобы покрыть «недостачу» (по некоторым оценкам, более $50 млн) и все-таки достроить корабли, балтийцы попытались «перехватить» контракт на постройку 2 эсминцев 956-го проекта для ВМС Китая (1,4 млрд долларов), доставшийся «Северной верфи».

Заручившись поддержкой тогдашнего вице-премьера по оборонке Ильи Клебанова, Балтийский завод обвинил конкурента в «недоплате» государству за использование двух корпусов для аналогичных кораблей, доставшихся предприятию в наследство от советских времен. На их базе «Северная верфь» и собиралась построить 2 других эсминца для Китая. Спустя некоторое время «Северная верфь» и Минобороны согласовали график погашения госдолга на сумму 182,62 млн рублей. Однако из-за позиции Минфина, так и не решившего, на какой счет перевести деньги, контракт все-таки передали на Балтийский завод.

Это решение уже не устроило Пекин, которому не понравилось, что его заказ будет выполняться на заводе, где строятся корабли для Индии, да еще, получается, за китайские деньги. Из Поднебесной в Москву была направлена нота с угрозой полного расторжения контракта. Заказ вернули на «Северную верфь». Из-за нехватки средств Балтийский завод с грехом пополам смог выполнить работу для индийцев. Правда, с опозданием на полтора года.

Но до окончательного приема на вооружение должны были пройти еще ряд испытаний и сами корабли, и их «начинка». В частности, зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) средней дальности «Штиль». В Российском ВМФ это одна из самых надежных систем защиты от крылатых ракет и самолетов. ЗРК практически автономен и может самостоятельно обнаруживать, классифицировать и уничтожать цель.

Индия купила последнюю модификацию «Штиля». Заведомо обрекая себя на то, что комплекс не испытан, а значит, будет доводиться уже в ходе эксплуатации кораблей. В госкомпании «Рособоронэкспорт» потом признавались, что, если бы не их усилия, фрегаты до сих пор были бы не построены. Но национальный экспортер сам все испортил: к ЗРК компания поставила Дели зенитные ракеты с просроченными гарантийными сроками. В результате в ходе боевых стрельб они либо вообще не летели, либо летели не туда.

Как рассказал один из представителей российской сдаточной команды, полгода промучившись с непокорными ракетами, российские оборонщики все же заставили их лететь к цели. Правда, вместо одной приходилось одновременно стрелять двумя ракетами. Это гарантировало, что хотя бы одна долетит до цели. Но в самый ответственный момент на флот прибыла высокопоставленная комиссия из штаба ВМС Индии и обнаружила «лишний расход» боезапасов.

Несмотря на оптимизм экспертов по поводу последствий скандала с «нелетающими» ракетами, Россия оказалась в крайне затруднительном положении. Дели так и не определился с покупкой авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». По одним данным, из-за цены корабля - 500 млн долларов, по другим - из опасений, что, купив корабль, Индия так и не получит боеспособный авианосец. Сегодня «Горшков» не более чем груда металла; продав его Индии, Россия на своих верфях должна была довести его до ума. История с ракетами заставила индийцев задуматься: не произойдет ли что-то подобное и с авианосцем?

Об отказе Дели принять фрегаты сообщило только французское агентство Франс Пресс. Франция - основной конкурент России на индийском рынке по поставкам военно-морской техники. Ей вряд ли удастся перехватить контракт, но вот испортить реноме российских экспортеров - вполне. Ситуацией также могут воспользоваться израильтяне, активно теснящие Россию в Индии, в том числе и в области зенитно-ракетных комплексов. Если в прошлом году от ВТС с Индией Россия получила 1 млрд долларов, то Израиль - 2 млрд долларов.

Единственное, на что может рассчитывать сегодня Москва, считают эксперты, - это что ей удастся убедить генерала Чандру: произошедшее с российскими фрегатами не более чем досадное недоразумение, и в ближайшее время все проблемы будут устранены. Вопрос, поверит ли индийский генерал.

Наталья БАБАСЯН, Дмитрий ЛИТОВКИН «Известия»