Корабельная сторона
Номер от 16 июня 2003 г.

«Брандвахта» хранит сокровища
Русское золото, лежащее на дне Японского моря, не дает спокойно спать корейцам

Два года назад в южнокорейской прессе появились сообщения о сенсационной находке на дне Японского моря. Близ острова Уллындо водолазы обнаружили остатки старого военного корабля, на борту которого якобы находится груз золота. Речь шла о крейсере «Дмитрий Донской», который был потоплен в Цусимском сражении русско-японской войны.

ПОИСКАМИ затонувшего крейсера занимался южнокорейский Институт океанографии. Часть средств на организацию экспедиций выделила компания «Tonja constraction». Поначалу работы велись в обстановке полной секретности, но, когда местные журналисты узнали о них и заявили об этом в печати и на телевидении, скрывать происходящее стало бессмысленным. Тогда же называлась и невероятная даже по нынешним временам сумма, в которую якобы оценивается находка - 125 миллиардов долларов.

Русский крейсер 1 ранга «Дмитрий Донской» действительно затонул в Японском море близ острова Уллындо. Корабль в составе 2-й Тихоокеанской эскадры участвовал в Цусимском сражении. «Дмитрий Донской» водоизмещением 6200 тонн был построен еще в 1885 году. Новиков-Прибой в своей «Цусиме» характеризует его так: «Старик с изношенными механизмами, с пониженным ходом. Только артиллерия на нем была заменена новой. Это судно способно было нести лишь караульную службу в гавани или на рейде и поэтому носило особую кличку – «Брандвахта».

Командовал крейсером капитан 1 ранга Иван Николаевич Лебедев. В начале битвы «Дмитрию Донскому» приказали охранять транспортные суда, которые шли следом за военными кораблями. В один из моментов боя, как предполагают корейские историки, часть золотой казны русской эскадры перегрузили с безоружных судов на крейсер. К слову, у русских исследователей по этому поводу имеются большие сомнения, а тот же Новиков-Прибой о перегрузке золота на борт крейсера не упоминает ни словом.

После разгрома основной броненосной колонны эскадры остальные русские корабли, рассредоточившись, поодиночке пытались прорваться во Владивосток. «Дмитрию Донскому» не повезло: как полагают корейцы, крейсер был обнаружен и атакован сразу несколькими японскими миноносцами. По другой версии, израненный русский корабль настигли четыре неприятельских крейсера. Капитан 1 ранга Лебедев пытался воспользоваться ночной темнотой, чтобы скрыться в прибрежных водах. Сдаваться врагу он не собирался. В частности, известны его слова, сказанные офицерам корабля: «Если исход неравного боя будет для нас роковым, то я разобью крейсер о прибрежные скалы». Как оказалось позже, к такой развязке дело и пошло. Выпустив по неприятелю свыше полутора тысяч снарядов, «Дмитрий Донской» взял и упрямо держал курс на остров Уллындо. Здесь под покровом ночи уцелевшие русские моряки высадились на берег, а растерзанный корабль, отведенный после этого на несколько миль от острова, был ими затоплен. Японцам крейсер не достался, в плен попали только моряки, а их командир капитан 1 ранга Лебедев скончался от ран в госпитале Сасебо…

Объективности ради скажем, что пока большинство исследователей до конца не уверены, действительно ли корабль, обнаруженный на дне, является крейсером «Дмитрий Донской», и есть ли в его трюмах золото.

На прошлой неделе представители «Tonja constraction» и Корейского института океанографии провели в Сеуле пресс-конференцию и познакомили журналистов с результатами своих исследований.

В частности, ими были представлены видеозаписи и фотографии затонувшего судна, полученные при помощи специального глубоководного телеуправляемого аппарата. Среди фотографий - снимки палубы корабля, корабельных орудий, поврежденного рулевого механизма, а также якоря, аналогичного тем, которые использовались на российских кораблях начала прошлого века.

По словам сотрудников института, вероятность того, что обнаруженный корабль и есть «Дмитрий Донской», очень велика, ведь сведений о других военных кораблях, затонувших в этих водах, нет. До конца следующего года южнокорейские специалисты намерены провести поэтапное исследование корпуса и изучить возможности его подъема на поверхность.

Между тем если корабль действительно окажется крейсером «Дмитрий Донской» и в его трюмах будет найдено золото, то Российская Федерация как правопреемница Российской Империи, по всей видимости, будет претендовать на получение той части сокровищ, что останется после возмещения расходов на их подъем со дна. Прецеденты подобного рода в морской истории уже были. Правда, пока главный вопрос так и остается без ответа: хранит ли «Брандвахта» русское золото, которое не дает спокойно спать корейцам?

Ярослав ВОЗНЕСЕНСКИЙ