Корабельная сторона
Номер от 16 июня 2003 г.

Обо всем болела душа
Бывшему директору предприятия «Звездочка» Александру ЗРЯЧЕВУ – 75 лет

У НЕРЯХИ Гришки

Жили-были книжки,

Грязные, лохматые…

В дверях кабинета заводской редакции улыбающийся седой человек нараспев читает детские стишки. И тут же улыбку сменяет строгое выражение:

- Почему у вас на лестничной площадке такая развалина стоит? Кто хозяин? Чтобы завтра же не было! Проверю…

Дверь за посетителем закрывается, и я спрашиваю коллегу, что это за строгий такой завхоз? Она хохочет: «Так это же директор завода, Зрячев. Не знаешь?»

Откуда? Мне даже в голову не пришло, что директор без свиты, запросто ходит по объектам и следит за порядком.

Шкаф-развалину, в котором уборщицы хранили ведра и тряпки, в тот же день утащили с видного места в закуток. А спустя время, снова навестив редакцию, Александр Федорович хитро подмигнул нам: «Шкаф убрали? Молодцы». Помню, тогда директору было чуть за пятьдесят…

Удивительно, что он, встретившись раз с человеком, в следующую встречу уже разговаривал как со старым знакомым. Но под горячую руку попадать ему не стоило. Чуть позднее, уже в восьмидесятых годах, как-то, вернувшись с очередной проверки, редактор Анатолий Попов говорил: «Хорошо, что я пошел, а не тебя отправил: крутая разборка была».

Проверки-разборки по ходу работ на сдаточных заказах Зрячев вел с глубоким знанием дела, выясняя, почему задерживается очередной этап ремонта, кто виноват, что нужное оборудование не прибыло на завод к нужному сроку. Конечно, ответственные сдатчики иногда пытались что-то сгладить, упустить, чтобы лишний раз не вызывать бурю. А иногда, понимая, что без вмешательства руководителя дело не сдвигается, сознательно шли на очередную встряску.

Странно, что за пять лет своего редакторства на радио я ни разу не брала интервью у директора завода. Тогда это почему-то было не принято. Делали материалы с главными специалистами, начальниками цехов и отделов, ответственными сдатчиками, но вот с директором… Хотя на различных совещаниях, заседаниях встречались часто. И еще на разных комсомольско-молодежных мероприятиях.

К комсомолу он относился всегда хорошо, бывал на пленумах, конференциях молодых специалистов. Как-то, выступая на одной из них, спросил: почему большинство молодых активистов – выпускники вузов других городов, а не Северодвинска? Почему молодые специалисты после втуза пассивные и не проявляют себя? И ведь правильно было подмечено. А сегодня большинство руководителей выросло именно из тех молодых специалистов, приехавших после учебы в Ленинграде, Волгограде, Москве, Николаеве… Но уже есть в руководящем звене и выпускники нашего втуза, о которых болел душой директор.

На долю Александра Федоровича Зрячева, третьего директора завода, выпало время напряженной и интенсивной деятельности предприятия. За 20 лет, с 1972 по 1992 год, были отремонтированы и модернизированы 60 подводных лодок, 57 из них – с атомной энергетической установкой. Были годы, когда сдавали по четыре заказа, а сдать три – считалось обычным делом. Именно в эти годы в отчетах директора за год звучало слово «впервые». Под руководством А.Ф. Зрячева в 1975 году впервые в СССР были выполнены ремонт и модернизация двух атомных подводных лодок второго поколения – ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667А. В 1977 году опять же впервые была переоборудована АПЛ К-140 под ракетный комплекс с баллистической твердотопливной ракетой подводного старта… Эти примеры можно продолжать и продолжать.

Можно сказать, обо всем болела душа заводского директора. И придет еще время для жизнеописания одного из ведущих руководителей отечественного судоремонта - Александра Федоровича Зрячева. Нам же выпало жить и работать рядом с ним.

В канун юбилейной даты бывшего директора прозвучало множество искренних поздравлений с пожеланиями ему здоровья и всего самого доброго. А еще на предприятие, которому он отдал столько сил и энергии, пришло сообщение о присвоении А.Ф. Зрячеву высокого профессионального звания «Почетный судостроитель».

Надежда ЩЕРБИНИНА