Корабельная сторона
Номер от 16 июня 2003 г.

Старшие курсы: курс на выпуск
В архангельской мореходке начались выпускные экзамены

В минувшую пятницу 18 курсантов судоводительского отделения сдали первый «гос» по предмету «Лоция и навигация».

СТАРШИЕ курсы сдают выпускные, а с 16 июня уже начинается прием заявлений от абитуриентов. Как сказал начальник училища Валерий Редченко, условия приема остаются практически без изменений. Значит, есть небольшое преимущество у тех, кто целенаправленно готовил себя к морской профессии.

- Уже три года мы заключаем договор с 27-й школой из Северодвинска, - рассказал Валерий Васильевич, - в которой есть кадетские морские классы. Ребята у нас проходят первоначальную подготовку: знакомятся с устройством шлюпки, паруса, дизеля, участвуют в наших спортивных и культурно-массовых мероприятиях. Поэтому на вступительных экзаменах при равенстве набранных баллов кадеты имеют преимущественное право на зачисление.

Надо сказать, что зародившееся содружество взаимовыгодно: курсанты успевают за время учебы побывать на боевых кораблях и подводных лодках, экскурсионно познакомиться с предприятиями, на которых они строятся и ремонтируются. Раньше, заметил Редченко, для наших ребят эти производства были за семью замками.

КАК и в прошлые годы, нынче основной набор составят судоводители, судомеханики и электромеханики. В каждую из групп набирается по 90 человек. Причем у мальчишек есть шанс параллельно учиться в Ахангельском филиале Морской академии имени адмирала Макарова.

- Такая практика существует уже пятый год, - поясняет В. Редченко, - возможность предоставляется тем, кто отлично справился со всеми предметами первого курса. Такие ребята к моменту получения диплома в училище успевают закончить два курса академии, и наиболее успешно занимающиеся переводятся с заочной формы обучения на очную - на второй или третий курс в зависимости от того, какой объем программы они успели освоить.

Начальник училища не скрывает, что сейчас на флот попадает немного выпускников. Дело тут не в потере интереса к морской профессии за годы учебы. Причина, прежде всего, в том, что «испортились» отношения с Северным морским пароходством, бывшим базовым предприятием училища, по словам Редченко, они сейчас «нулевые». Судоходная компания, экономя средства, отказывается брать курсантов на практику, что вряд ли дальновидно, ведь рано или поздно кадровый потенциал, накопленный в прежние годы, иссякнет. В этом смысле мурманчане прозорливее: они заключили с училищем договор о взаимном сотрудничестве. Разработана гибкая система прохождения практики: теперь две последние стажировки объединятся в одну на 7-8 месяцев, что позволяет не дергать курсантов, сократить расходы на их доставку к месту работы и обратно. В Мурманском пароходстве ежегодно стажируются по 10 судоводителей и 10 судомехаников. Хорошо зарекомендовавших себя затем приглашают на постоянную работу. В прошлом году мурманчане зачислили в штат 20 выпускников. Тем, кому нужно было идти в армию, пообещали сохранить места, предоставив их после службы. Ясно, что руководство пароходства смотрит вперед, думает о завтрашнем дне компании, подытожил Валерий Редченко.

Алексей ГУНДОРОВ