Корабельная сторона
Номер от 9 июня 2003 г.

Немецкий «Викинг» Советской Арктики
Им оказался небольшой пароходик «Яна»

ПОСЛЕДНИЙ раз у архангельских причалов я видел его в октябре 1995-го. Судно стояло, по-старчески привалившись к одному из дальних пирсов Бакарицы.

- Исторический снимок делаете, - заметил пожилой мужчина, оказавшийся в тот момент поблизости. Он же и пояснил, что в самое ближайшее время пароход должны отбуксировать на металлорезку. Так и случилось. Вскоре судно отвели на «Красную кузницу». Там оно и простояло больше года. Вряд ли судоремонтники знали, насколько необычна судьба у этого пароходика…

Сразу же после Великой Отечественной флот наш получил по репарациям сотни германских кораблей и судов. В их числе советской гидрографии достались четыре парохода: «Моздок», «Могилев», «Верещагин» и «Яна». Впрочем, эти имена они получили уже в Советском Союзе. «Яна», например, в немецком флоте носила имя «Викинг». Приобретение это поначалу очень обрадовало наших моряков, суда дооборудовали для проведения исследований в море и отправили работать в Арктику. Правда, затем оказалось, что малоэкономичные паровые машины «трофейников» с трудом выжимали 10-узловой ход, а самое главное, из-за большой осадки оказались непригодными для хождения по прибрежным мелководьям.

Но хоть и поругивали мореходы за лишние навигационные хлопоты, за постоянный риск оказаться на мели, а службу бывшие немецкие пароходы несли трудную и очень нужную. Больше всего заслуг оказалось у «Яны». Недаром именем этого парохода советские гидрографы назвали один из проливов архипелага Земля Франца-Иосифа. Было это в 1963 году. В свое время на борту парохода работала группа ученых под руководством инженера-гидрографа С.М. Голанда, известного не только своими морскими исследованиями, но и тем, что он впервые внедрил ЭВМ в практику советской гидрографии.

Любопытно, что судьба «Яны» завершилась все-таки не на «Красной кузнице», а в… Северодвинске. В ту пору гигант отечественного судостроения переживал не лучшие времена, северодвинцам было не до жиру, и они как-то сумели «перехватить» у архангелогородцев работу по разрезке старых судов. С очередным караваном «плавающего утиля» бывший «Викинг» прибуксировали к причалу Севмаша. Здесь он и закончил свой век. На этом снимке Сергея Кундывуса немецкий первопроходец Советской Арктики запечатлен, когда газорезчики только ступили на его палубу.

Олег ХИМАНЫЧ