Корабельная сторона
Номер от 9 июня 2003 г.

В открытый океан
Российский ВМФ ждет масштабное перевооружение

В 2004 году командование Военно-Морского Флота России рассчитывает закончить проведение конкурсов на строительство кораблей дальней морской зоны. А к 2010 году начать закладку головных кораблей серии. Об этом главком ВМФ Владимир Куроедов заявил в Санкт-Петербурге во время закладки сторожевого корабля «Сообразительный» на судостроительном заводе «Северная верфь». Это решение означает отказ России от «прибрежной» политики и готовность вновь отстаивать свои интересы на просторах Мирового океана.

О дальних походах и заморских странах российские моряки были вынуждены забыть еще в 1991 году. После распада СССР демократической России, как главной наследнице советской империи, оказалось совершенно не до флота. Сконцентрировавшись на решении внутренних социально-экономических проблем, руководство государства забыло о существовании внешних интересов, одним из орудий поддержания которых был Военно-Морской Флот. В итоге объем гособоронзаказа по линии ВМФ в 1990 году сократился в 20 раз. А доля расходов в бюджете Минобороны на содержание и развитие флота снизилась с 23 до жалких 9,2 процента (реально давали не более 5). Возникновение подобной ситуации стало следствием недостаточного финансирования Минобороны и результатом проводимой вновь назначенными министрами обороны политики, направленной на лоббирование интересов рода или вида Вооруженных сил, в которых до повышения служил глава военного ведомства. Так, маршал Евгений Шапошников поддерживал ВВС, Павел Грачев радел за ВДВ, а маршал Игорь Сергеев развивал Ракетные войска стратегического назначения.

В результате крайне низких объемов финансирования за прошедшие годы численность боевых кораблей Российского ВМФ сократилась в 1,6 раза, количество кораблей на боевой службе в море - в 7,5 раза. Численность личного состава ВМФ уменьшилась в 2,5 раза. Были расформированы Средиземноморская, Индийская и Тихоокеанская эскадры. Морская авиация прекратила полеты в океанах, лишившись аэродромной сети на Кубе, Ближнем Востоке и в Африке. Флот из океанского превратился в прибрежный.

Катастрофа атомной субмарины стала той последней точкой, после которой не только бывшие военные моряки, но и глава государства заговорил о необходимости восстановления былого могущества флота. Час Х настал 20 мая 2003 года. На закладке сторожевого корабля «Сообразительный» для нужд отечественного флота (это второй корабль проекта 20380) главнокомандующий ВМФ Владимир Куроедов вполне определенно заявил: «Нам надо уйти от огромного количества классов, существующих внутри родов кораблей и самолетов. При этом комплектация боевых узлов кораблей должна как повысить их боевую мощь, так и понизить экономические затраты на их создание». Всего в планах закладка около 20 кораблей подобного проекта.

Это решение означает не только начало строительства первой массовой серии боевых кораблей за последние 12 лет, но и изменение концепции создания флота. Именно это имел в виду президент, когда говорил о реалистичной и качественно новой концепции перевооружения флота. Суть ее объяснил главком: отказ от узкопрофильных кораблей, способных бороться только с подводными лодками или авианосцами противника, переход к многофункциональным боевым единицам, способным решать широкий спектр боевых задач вдали от родных берегов. Создающимся при этом по модульной схеме, когда системы вооружения и специального оборудования унифицированы для всех строящихся кораблей. В перспективе это не только облегчит их снабжение запасными частями, боеприпасами, но и упростит эксплуатацию, ремонт, а также дальнейшую модернизацию.

Заявление главкома флота о необходимости создания новых кораблей дальней морской зоны совпало сразу с двумя знаковыми для Российского флота событиями: дальним походом кораблей Тихоокеанского флота в Индийский океан и выходом на стадию испытаний сразу двух стратегических атомных крейсеров: АПЛ проекта 941 типа «Тайфун», более 10 лет простоявшей в ремонте под модернизацию в ожидании нового ракетного комплекса, и принципиально нового подводного крейсера 4-го поколения 955 проекта типа «Борей», получившего имя «Юрий Долгорукий».

По планам руководства ВМФ, подводные крейсеры класса «Борей» в перспективе заменят основные стратегические АПЛ проекта 941 типа «Тайфун» и 667БДРМ типа «Дельта». Под этот класс кораблей сегодня идет создание новой морской баллистической ракеты (МБР) «Булава». В текущем году ракета должна выйти на первый этап испытаний. По словам специалистов, финансирование ее разработки идет четко по графику.

Последний раз в дальнем походе российские моряки были в 1995 году. Тогда в Средиземное море ходила эскадра Северного флота во главе с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов». Официальной задачей похода была подготовка строевых пилотов авиационного крыла крейсера к полетам в реальных боевых условиях. Неофициальной - демонстрация Российского флага. Этот поход обошелся Северному флоту в годовой запас горючего, но эффекта не принес. По возвращении «Адмирал Кузнецов» стал в бессрочный ремонт, где и находится по сей день. Полноценной группировки морских летчиков корабельного базирования у России так и не появилось.

Тем не менее последний выход кораблей Тихоокеанского флота в Индийский океан действительно станет не только демонстрацией флага, но и реальной школой повышения боевой квалификации моряков. Совместные учения с ВМС Индии, а также применение крылатых ракет морского и авиационного базирования стало свидетельством комплексного подхода командования флотом и руководства государства к вопросам боевой подготовки ВМФ. Ведь, как говорят специалисты, если бы в рамках госпрограммы вооружения за некоторое время до появления наших кораблей и стратегических воздушных ракетоносцев в районе Индийского океана на орбиту не было выведено несколько спутников целеуказания, то морякам было бы некуда и не по чему стрелять.

Все это вместе дает повод надеяться на серьезную перспективу в восстановлении былого военно-морского могущества России.

Никита ПЕТРОВ (Страна. Ru)