Корабельная сторона
Номер от 9 июня 2003 г.

Теплоход, привозит надежду
Каждый год появление «Адмирала Кузнецова» на Северной Двине означает начало пассажирской навигации. И не только

Едва пройдет по Двине ледоход, котласские речники уже готовы отправить своего «Адмирала» в путь, в Архангельск. Пока держится высокая вода, теплоход ходит вверх до Великого Устюга, а вода падает, его маршрут становится немногим короче – от Котласа до Архангельска и обратно. Этот путь занимает 36 часов.

«Адмирал Кузнецов» может взять на борт 311 пассажиров. Пока устанавливается тепло, на белом теплоходе есть свободные каюты, а как лето возьмет свое, достать билеты на его рейс, становится проблемой. Едут не только жители подвинских городков и деревень, облюбовали теплоход еще и туристы. И не случайно: все на нем располагает к неспешному и приятному путешествию: комфортабельные каюты нескольких классов, свой ресторан, открытые палубные пространства, где в хорошую погоду можно не только полюбоваться красивыми пейзажами, сидя в удобных креслах, но и позагорать. Кто расположен к такому отдыху, уже извлекают пользу: сразу берут билеты в оба конца. На стоянке в Котласе есть время город посмотреть, а иные на такси успевают съездить в Великий Устюг, на родину дедушки Мороза. Чем не круиз?! Чтобы прокатиться на «Адмирале Кузнецове» по Северной Двине, случается, люди специально приезжают из других областей России…

На борту нас приветливо встретил экипаж капитана Сергея Вениаминовича Куликова. К слову, команда судна сформирована из котласских специалистов. Экскурсию по теплоходу провел старший помощник капитана Владимир Иванович Чертков. На «Адмирале Кузнецове», как оказалось, он начинал свою судоводительскую биографию: еще в 1968 году пришел сюда на практику будучи еще курсантом.

Правда, тогда теплоход носил другое имя – «Индигирка», которое впоследствии сменил на «адмиральское»: котлашане переименовали судно в память о своем известном земляке. Позднее профессиональная судьба Владимира Ивановича сложилась так, что ходил он не только на «Индигирке», но и на многих других судах и в морских плаваниях, довелось бывать и за границей, посмотрел Европу, но, по его признанию, водить теплоходы по реке интереснее, и наша Северная Двина глаз радует больше, чем заморские дали.

Осмотрели мы и машинное отделение теплохода. Заведование старшего механика Николая Томовича Пархимовича – двигатели суммарной мощностью 800 л.с., дизель-генераторы, водогрейный котел, прочее оборудование. По возрасту судно можно отнести к старичкам, построили его в Венгрии еще в начале шестидесятых, но благодаря стараниям судоремонтников и команды «Адмирал Кузнецов» поддерживается в хорошем эксплуатационном состоянии. Машина позволяет теплоходу довольно резво бегать по реке со скоростью 21 километр в час.

Однако для экипажа плавание по Северной Двине имеет свои сложности. Выше Березника начинаются перекаты – верхняя вахта, гляди в оба! В последние несколько навигаций на реку вышли землечерпательные караваны, и во многом благодаря им судоходство выше по Двине стало менее опасным. Однако чистка основного фарватера пока еще не закончена, и здесь предстоит немало поработать.

Надо сказать, последнее десятилетие семейство двинских пассажирских лайнеров пережило как крайне тяжелое время. Некоторыми чиновниками даже ставился вопрос о списании белых пароходов из состава речного флота. Однотипную «Пинегу», например, пришлось продать и увести в Калининград. «Адмирал Кузнецов» шесть лет простоял в котласском затоне, пока наконец пассажирское сообщение на главной речной линии Архангельской области решили возобновить. В этом смысле теплоход стал «первой ласточкой». Владимир Иванович Чертков рассказал, как сотни людей в Тойме и Березнике выходили на берег Северной Двины, чтобы приветствовать появление теплохода на реке. И, зародившись тогда, эта негласная традиция сохраняется и сегодня. Получается, что теплоход «Адмирал Кузнецов» каждый раз привозит не только лето в архангельское подвинье, но и надежду его людям.

Олег ХИМАНЫЧ