Корабельная сторона
Номер от 2 июня 2003 г.

Прости, друг тюлень!
Зверобойный промысел был издревле знаком архангельским поморам. НО особенно массовым становился он в так называемые голодные годы, после разорительных народных смут и войн.

Предметами промысла становились не только ценный мех и жир морского зверя, но и его мясо, не очень-то аппетитно пахнущее, но пригодное для употребления в пищу за дефицитом иных продуктов…

Первые советские «зверобойки» в горле Белого моря с привлечением кораблей судов ледокольно-транспортного флота регулярно стали организовываться в конце двадцатых годов. На лед выходила целая армия «мобилизованных» поморов из деревень Зимнего берега. Результаты этой, по мнению некоторых, варварской охоты за гренландским тюленем сначала исчислялись тысячами туш. Со временем масштабы добычи зверя росли, и к началу войны в итоге широко и регулярно организованных «побоищ во льдах» природа ежегодно не досчитывалась уже нескольких тысяч представителей ластоногих.

Рассказывают, в 1948 году Министерство рыбной промышленности организовало специальную творческую экспедицию на лед Белого моря, чтобы запечатлеть и, якобы, поведать товарищу Сталину, с каким размахом организована здесь добыча столь нужного для страны морского зверя. Эффект же получился обратный: сцены охоты больше напоминали хладнокровное и безжалостное истребление огромного количества животных, где-то за сотню тысяч. Об этом, в частности, свидетельствовал известный столичный фотограф-хроникер Евгений Халдей, участник той поездки. Кинохронику с места событий Главлит затем запретил к показу, а снимки, говорят, их показывали самому Сталину, так и не были опубликованы. Предлагаемый вашему вниманию снимок - выгрузка тюленьих туш с борта ледокольного парохода принадлежит камере известного архангельского фотомастера С.Курилова. Некоторые эксперты предполагают, что сделан он в одну из первых послевоенных весен, на причале Молотовска, куда также доставлялись трофеи «зверобоек». Часть из них шла в магазины и рабочие столовые, так сказать, на «борьбу» с голодом.

В канун 400-летия Архангельска местный художник Рудольф Кунников предлагал установить в городе памятник… гренландскому тюленю и сделал его эскиз. «Те, кто пережил военные годы, - вспоминал Рудольф Александрович, - испытали и ужас бомбежек, и голод. Многих тогда спасли от голодной смерти мясо и жир тюленя. В знак благодарности я и решил воздвигнуть памятник». Художник даже присмотрел для него место в Петровском парке возле драмтеатра, рядом с небольшим фонтаном…

Жаль, что идея Рудольфа Кунникова до сих пор не осуществилась, а споры о негуманном способе добычи тюленей поморами каждый год вспыхивают с новой силой.

Олег ХИМАНЫЧ