Корабельная сторона
Номер от 2 июня 2003 г.

Дорогая проводка
Слабое ледокольное обеспечение может погубить Архангельский порт

К ТОМУ же он замерзающий, большая протяженность ледовой проводки сделала его чуть ли не самым дорогим в мире по портовым сборам. Скажем, заход судна типа «Пионер Москвы» в зимний период обходится судовладельцу в Мурманске в 5228 долларов, в Санкт-Петербурге –11181, в Антверпене – 9848, в Гамбурге – 4678, в Архангельске –27138 долларов.

Неудивительно, что с началом рыночных реформ, когда экономикой стали управлять деньги, а не команды из министерства, объемы грузопереработки упали. Правда, по словам генерального директора областной ассоциации транспортников Николая Правилова, «забрезжил просвет»: в последние два года пошли в гору экспортные поставки нефтепродуктов. Генеральный директор ОАО «Роснефть-Архангельскнефтепродукт» Владимир Иванчиков утверждает, что эта тенденция сохранится:

- Мы завершаем строительство второго причала на нефтебазе в Архангельске, - сообщил он на заседании Совета по организации и координации работы предприятий и организаций водного транспорта. - В 2004 году будет введен в действие нефтяной терминал в Котласе. Грузооборот нефти, транспортируемой через Архангельск, в следующем году составит 2 миллиона тонн, а при введении терминала, что произойдет не позднее 1 июня 2004 года, — свыше 5 миллионов.

- Но, - продолжил Владимир Анатольевич, - нас категорически не устраивает ситуация с ледокольными проводками зимой: слишком большие потери несем из-за простоев во льдах. В январе компания вывезла через Архангельск 195 тысяч тонн нефтепродуктов, а в марте, когда осложнилась ледовая обстановка, и танкеры стали подходить к причалу с большой задержкой, всего 95. Грузоотправители заплатили 28 миллионов рублей штрафа за простой железнодорожных вагонов.

Высказал он серьезные претензии к Северному морскому пароходству, которому передан ледокольный флот Архангельска в доверительное управление, – слишком велики сборы за его использование: в самом деле, цены за услуги ледоколов растут как на дрожжах, за три последних года поднялись аж на 400 процентов. Иванчиков предложил сменить оператора, сослался на то, что во всем цивилизованном мире эти транспортные средства принадлежат государству или находятся в аренде у военных ведомств, считай, у того же государства. Под напором энергичного руководителя нефтебизнеса, за спиной которого стоит набирающая влияние и вес в регионе «Роснефть», склоняется к этому решению и областная власть - заместитель главы администрации области Александр Максимов не стал таить, что такую позицию он поддерживает.

Но ряд участников совещания высказали сомнение в целесообразности «ломки сложившихся отношений», в частности, генеральный директор ООО «Иреда-Архангельск» Тамара Попова предложила сначала посчитать, будет ли какой–то выигрыш от этой смены. Ее поддержал генеральный директор ОАО «Соломбальский ЛДК» Иван Новиков, который обеспокоен, что при проводках предпочтение будет отдаваться танкерам, а перевозчиков традиционной продукции отодвинут на второй план.

- Не забывайте, что область кормит лесная отрасль, которая дает половину налогов в казну, - напомнил он с трибуны.

Разные точки зрения, высказанные на совещании, свидетельствуют, что подспудно зреет конфликт между отправителями разных грузов. Погасить его может только нормальное ледокольное обслуживание. Но пока нет надежд, что оно улучшится. Больше того, в предстоящую зимнюю навигацию, возможно, даже осложнится.

Приехавший на совещание в Архангельск заместитель генерального директора ОАО «Мурманское морское пароходство» Андрей Смирнов сообщил, что с норильского направления снимаются атомные ледоколы «Россия» и «Таймыр», у которых кончились запасы ядерного топлива и потому они выводятся из эксплуатации. Заменит их, скорее всего, «Капитан Драницын». А именно этот ледокол более всего эффективен на проводках в торосистом льду Белого моря.

Так что клубок проблем завязывается все туже. Сумеют ли распутать его транспортники до начала зимней навигации, сказать трудно. На этом совещании они не продвинулись к заветной цели ни на шаг.

Алексей ГУНДОРОВ