Корабельная сторона
Номер от 2 июня 2003 г.

«Варшавянка» по прозвищу «черная дыра»
Впервые в своей истории Севмашпредприятие будет строить боевые корабли для иностранного военно-морского флота

Дизель-электрические подлодки проекта 877 (главный конструктор Ю.Н. Кормилицын), по оценкам специалистов «Оборонэкспорта», являются для российской промышленности «отработанной продукцией», строятся серийно, предназначены для боевых действий как в морских, так и в океанских районах.

КОНСТРУКТИВНО эта подводная лодка двухкорпусная. Ее прочный корпус, разделенный поперечными переборками на 6 отсеков, рассчитан на глубину погружения от 250 до 300 метров. Легкий корпус, форму которого выбрали в результате всесторонних расчетов, модельных испытаний на стендах и в опытовых бассейнах, специалисты обычно называют альбакоровским (такую форму впервые предложили создатели опытовой американской подлодки «Albakore»). Наибольшая длина корпуса корабля 72,6 метра, ширина – 9,9 метра. Ширина по горизонтальным стабилизаторам составляет 12,8 метра. Водоизмещение надводное – до 2500 тонн при осадке 6,2 метра, полное водоизмещение – до 3100 тонн.

Лодка оснащена одновальной электрической энергетической установкой, работающей по схеме так называемого полного электродвижения, что обеспечивает ей высокие показатели бесшумности. Энергетическая установка включает в себя 2 дизель-генератора типа 4ДЛ-42М мощностью 1000 кВт каждый, применяемых для движения в надводном положении; один электромотор (типа ПГ-140) мощностью 4050 кВт для обеспечения хода как под водой, так и над водой; аккумуляторную батарею (аккумуляторы типа 446, 2 группы по 120 элементов), резервный движительный комплекс и пост управления электрооборудованием энергетической установки. Последняя обеспечивает скорость хода лодки в надводном положении до 10 узлов, а в подводном – до 17 узлов. Экономическая скорость под водой – 3 узла. Дальность плавания под РДП – 6000 миль при скорости хода 8 узлов. Запасы провизии и воды на борту обеспечивают автономность корабля в 45 суток. Экипаж корабля (по различным сведениям) – от 45 до 53 человек.

На вооружении лодки – торпеды (обычный боезапас их – 18 единиц) и мины (до 24 единиц). Лодка оснащена 6 торпедными аппаратами, стеллажами для запасных торпед и мин, устройством для быстрого их заряжания. Имеются 8 зенитных ракет комплекса самообороны «Игла», который создан на базе ПЗРК «Стрела-3».

На борту корабля установлена многоцелевая боевая информационная система. С целью создания особых условий для командира и управления лодкой все средства управления вооружением и кораблевождения размещены в главном командном пункте и изолированы от других служебных помещений.

Возможность получения необходимого объема информации, удобство компоновки постов и рубок, комплексов, систем, средств управления кораблем в сочетании с комфортным размещением личного состава обеспечивают высокую эффективность функционирования системы экипаж - корабль.

Особым достоинством корабля считается его малошумность. Она достигнута за счет внедрения целого комплекса новшеств. Именно это качество дало основание специалистам-акустикам придумать для этого типа лодок прозвище «черная дыра в океане».

В то же время конструкторы ЦКБ МТ «Рубин» под руководством Ю.Н. Кормилицына заложили в проект возможности для дальнейшей модернизации корабля. Позднее этим воспользовались, и на базе проекта 877 были созданы различные модификации. В частности, корпус последних кораблей был увеличен на 2 шпации, за счет чего появилась возможность смонтировать на лодке новую энергоустановку. Лодка Б-871 построена по проекту 877В и имеет опытный водометный двигатель вместо гребного винта. На базе 877 проекта имеются уже разработки, в том числе предполагающие оснащение лодки новыми системами движительной установки.

Первая подводная лодка проекта 877 (Б-248) была выведена из эллинга завода в Комсомольске-на-Амуре 12 сентября 1980 года. Всего в период до 1991 года для ВМФ СССР (на заводах Комсомольска-на-Амуре и Горького) был построен 21 такой корабль, но создание их продолжилось и позднее, когда к дальневосточникам и волжанам присоединились еще и корабелы Ленинграда. Самый современный проект дизель-электрической подлодки 636 является дальнейшим развитием проекта 877.

В советском флоте несколько подлодок упомянутого проекта помимо оперативно-тактического номера имели еще и названия. Например, «Магнитогорский комсомолец», «Тюменский комсомолец», «Комсомолец Таджикистана»… В так называемый реформенный период от них отказались, но появились другие, например, на Северном флоте служат «Магнитогорск», «Вологда», «Владикавказ»…

Свое широко распространенное обозначение «Варшавянка» проект приобрел в связи с намерением Советского Союза вооружить военно-морские флоты стран - участниц Варшавского договора подлодками 877 проекта. Одними из первых такие корабли приобрели Румыния и Польша. Экспортный вариант лодки получил обозначение 877Э, а вариант, предполагающий эксплуатацию в тропических широтах, – 877ЭКМ.

На сегодняшний день больше всех таких кораблей закупила Индия. Три подлодки приобретены Ираном, еще две - Алжиром. Нынешний крупный заказ Китая размещен сразу на нескольких верфях России. Севмашу надлежит построить две подлодки. Разумеется, эти корабли не будут 877 проектом в чистом виде, но будет справедливым сказать, что «Варшавянка» будет прародительницей китайских заказов.

Олег ХИМАНЫЧ