Корабельная сторона
Номер от 27 мая 2003 г.

«Арктика» отправится в Арктику
В ближайшее время ледокол «Арктика» будет вновь отдан в эксплуатацию Мурманскому морскому пароходству

Этому необычайно рады в «Норникеле» - главном перевозчике Северного морского пути, который недавно пожертвовал весьма солидными деньгами ради завершения строительства другого ледокола - «50 лет Победы».

КОМИССИЯ Госатомнадзора России (ГАН) завершила проверку работ по продлению ресурса атомных ледоколов, находящихся в доверительном управлении Мурманского морского пароходства (ММП). Об этом сообщил руководитель пресс-службы пароходства Владимир Блинов.

- Результатом проверки инспекции ГАН РФ стало подтверждение возможности дальнейшей работы ледокола «Арктика», и в ближайшее время ММП получит лицензию Госатомнадзора на дальнейшую его эксплуатацию, - заметил Владимир Блинов, подчеркнув, что на это уже есть устная договоренность. - Тщательная проверка систем и механизмов реакторов ледокола показала, что все поставленные задачи решаются успешно.

Пресс-атташе напомнил, что в работе по продлению ресурса эксплуатации «Арктики» наряду со специалистами пароходства были задействованы некоторые научно-исследовательские институты и проектные бюро. В настоящее время «Арктика» ремонтируется на мурманском судоремонтном заводе «Севморпуть» и вскоре должна пройти ходовые испытания, после чего она направится в Арктику для проводки судов на трассах Северного морского пути. Владимир Блинов подчеркнул, что продление ресурса действующих атомных ледоколов, в том числе и «Арктики», является одним из основных вопросов обеспечения устойчивого функционирования трассы Северного морского пути и соответствует интересам всей страны. Сегодня в активе атомохода «Арктика» уже более 140 тысяч часов работы атомной паропроизводящей установки (АППУ), что превышает проектный норматив почти в полтора раза.

Ледокол «Арктика» относится ко второму поколению. Он был построен в 1975 году на Балтийском заводе в Ленинграде. Его длина достигает 148 м, ширина - 30 м, водоизмещение - 23 тысяч тонн. На ледоколе установлены два реактора номинальной мощностью 171 МВт каждый. Тип атомной паропроизводящей установки - ОК-900А.

По расчетам специалистов, существует возможность продления ресурса АППУ до 175 тысяч часов. И это несмотря на старость ледокола - он был построен почти 30 лет назад. Всего же в настоящее время в доверительном управлении ММП, блокирующий пакет которого принадлежит государству, находятся восемь атомных и два линейных дизель-электрических ледокола. Из восьми атомных ледоколов «Ленин» (самый первый в мире атомоход) и «Сибирь» в связи с техническим износом в 1989 и 1993 годах соответственно были выведены из эксплуатации и сейчас находятся на отстое в порту Мурманска.

Какие доходы приносит эксплуатация ледоколов пароходству, сейчас никто точно не знает. Представители пароходства все время отказываются от комментариев по этому вопросу, ссылаясь на пресловутую коммерческую тайну. Не говорят об этом и в «Норильском никеле», грузы которого составляют около 80 процентов от всего грузопотока Северного морского пути. Однако, как сказал «Газете.Ru» пресс-секретарь «Норильского никеля» Анатолий Комраков, в компании рады скорому возвращению в эксплуатацию «Арктики», так как это будет способствовать увеличению грузопотока, который в последнее время сильно сократился.

В целом от того, в каком состоянии находится ледокольный флот, больше всех зависит именно «Норникель», так как транспорт является важнейшей составляющей сбытовой деятельности компании. В такой же степени от «Норильского никеля» зависит и ММК. Первый заместитель министра транспорта Вячеслав Рукша даже как-то заявил: «Если бы не устойчивая деятельность «Норильского никеля», то атомные ледоколы стояли бы у стенки».

Вадим РЕЗВЫЙ, «Газета.Ru»