Корабельная сторона
Номер от 27 мая 2003 г.

Осколки вражеской пропаганды
Они тоже были оружием, которое направлялось против бойцов

Пропаганда на войска противника во Второй мировой войне была таким же оружием, как пушки, танки и авиация, а листовки, призывающие солдат вражеской стороны к сдаче, не только сбрасывались с самолетов над их окопами вместо бомб, но и выстреливались специальными агитационными снарядами и минометными минами.

П АЧКИ бело-розовых листков в июне 1944 года были выстрелены в сторону советских позиций из специального ружейного гранатомета германского производства; при выстреле в летящей 30-миллиметровой гранате срабатывал взрыватель и она рассеивала свою начинку, агитационные листовки, в воздухе. Обнаружен был этот пропагандистский «боеприпас» фашистской Германии в лесах Северной Карелии где-то в районе Кестеньги (там действовали немецкие дивизии 36-го армейского корпуса) и был предоставлен одним из поисковиков.

Преодолев чувство известной брезгливости, возьмем в руки опаленные по краям листовки - тонкие, почти из папиросной бумаги (с расчетом, что советский солдат подберет хотя бы на махорочную самокрутку). Что они пытаются сказать в июне 1944 года, когда временно стабилизировавшийся Восточный фронт находится накануне сокрушительных советских ударов и жить третьему рейху осталось меньше года?

Надо сказать, немецкие пропагандисты и их власовские пособники (в стиле листовок чувствуется их рука), хотя и вынуждены отходить от примитивных шаблонов 1941 года, все же неоригинальны. Какие задачи у пропаганды на противника? Во-первых, нужно, чтобы у вражеского солдата инстинкт самосохранения поборол воинский долг, чтобы понял он, несчастный, что гонят его на неизбежную смерть и одно ему спасение – сдаться. Во-вторых, посеять недоверие к командованию, своему военно-политическому руководству, всему политическому режиму его страны, доказав на фактах, что режим преступен и умирать за него нелепо. В-третьих, поиграть на струнах больших потерь его армии и бедствий населения в тылу, которым солдаты своим участием в войне только способствуют. В-четвертых, нужно поколебать веру в победу, объяснив, что перед ним сильный, непобедимый противник. И в-пятых, ненавязчиво подвести к мысли, что на той стороне есть другие национальные силы, к которым следует примкнуть, дабы освободить свое Отечество от деспотии.

И хотя власовским пропагандистам призывы к «новой России» и «Русской освободительной армии» в то время, когда оккупанты последние дни топтали улицы Петрозаводска, Пскова и Минска, давались уже с натугой, - хозяин требует!

Итак, пропагандистская граната выстрелена аккурат в третью годовщину войны. Вот строки одного из ее «осколков»:

«22 июня 1944 года! Три года истекает кровью Красная Армия! Три года голодает и выполняет тяжелейшую работу народ. Конца войны не видно... Помни всегда, красноармеец, что для тебя имеется еще один путь к спасению - это путь в плен! Не ожидай смертельной пули, спасай свою жизнь!

Эта листовка действительна как пропуск для перехода к нам».

Другая листовка призывает к «немедленному концу войны» и «миру с Германией», доказывая, что победа СССР недостижима: «Ты боишься перейти на германскую сторону. Тебе думается: вот-вот Германия будет побеждена, и тогда цепкие лапы Сталина достанут до каждого, изменившего ему. Не бойся этого, Сталину не победить. Не слушай сказки о полном истощении Германии. Ты видишь сам, какой кровавой ценой оплачивает Сталин успехи своего наступления. Миллионами трупов устлал он просторы бесконечного фронта. Десятками самолетов отправляет он ежедневно тонны народного золота из Иркутска в Америку для расплаты за консервы, бинты и автомашины.

Против Красной Армии стоит холодная германская решимость, точный немецкий расчет. Победит тот, у кого окажется больше выдержки, силы же Сталина, несмотря на все его территориальные успехи, на исходе, ты видишь это сам, советский боец!

Как никогда близка сейчас для русского народа победа над большевизмом (?!).

Используй эту минуту. Теперь или никогда!

Долой войну! Долой режим проклятого Сталина! Уничтожение большевизма. Немедленный мир с Германией. Шаг через фронт – шаг к новой России». В конце «авторы» подписываются: «Данное обращение к солдатам и офицерам РКК печатается и распространяется по решению отдела информации при Центральном штабе руководства Русскими добровольными формированиями».

А вот весьма оригинальная листовка: на одной стороне отпечатана купюра в три советских червонца (ну кто же деньги не поднимет?), а на другой - астрономические цифры «жертв большевизма»: в гражданскую, по власовским «подсчетам», убили 2,2 млн, в годы голода умерло 14,5 млн, в лагерях -10 млн, в карательных экспедициях уничтожено 6,6 млн, в пограничных и захваченных областях ликвидировано 3,2 млн, за годы войны убито и искалечено 18 млн, но 12 млн русских, к счастью, уже спаслись и сдались в плен. Истинно сказано: есть ложь, есть грубая ложь, есть статистика, и есть пропаганда...

Вовсю спекулируют фальшивомонетчики-информаторы «Центрального штаба» на гибели генерала армии Ватутина, убитого в феврале 1944 года из бандеровской засады. Умер генерал Ватутин, оказывается, «потому что… посмел открыто выступить против сталинского плана завоевания Европы и заявил на Политбюро, что якобы «силы и маневренные возможности Советского Союза находятся на грани полного истощения, продолжать наступление мы можем только ценой закабаления нашей страны англо-американским капиталом...» Через несколько дней Ватутин получил отставку по болезни, и теперь Совинформбюро сообщило о его смерти. Сталин боялся популярности Ватутина, народной любви к этому умному и энергичному генералу... Даже маршальские звезды не спасают от сталинской расправы!» И далее напоминание о Фрунзе, Тухачевском, Блюхере и Егорове...

Есть среди листовок и карикатуры: Сталин в окружении приспешников с весьма «антисемитскими» физиономиями радуется, как обманул народ насчет Конституции, свободы религии и Отечественной войны. На другой - «освобожденный» Советами дед-колхозник, пашущий с ярмом на шее: «Земли нет, лошадей и коров тоже, сыновья убиты, дочери увезены неизвестно куда, зато я теперь Герой Социалистического Труда!»

Ну хватит, наверное. Отложим эту «гранату» в музейный раздел трофейного вооружения - она тоже убивала! Нам представляется, что прятать такое в спецхраны, как это было ранее, не следует. Наоборот, не мешало бы чаще перечитывать эти власовские пропагандистские перлы тем историкам и литераторам, кто теперь любит рассуждать о «трагедии РОА», о «третьей силе», о благородном генерале Власове и его «Русской армии». А лучше всего понять давнюю историю помогают первоисточники...

Сергей ЛАПШОВ