Корабельная сторона
Номер от 27 мая 2003 г.

Dolce Vita класса 212А
Министерство обороны Италии заказало в ФРГ две современные подводные лодки

Неделей ранее «Корабельная сторона» (№19) рассказала о намерении Индии строить французские лодки проекта «Skorpene». Там же вскользь упоминалось о новейших германских разработках пропульсивных систем для лодок проектов 212А и 214. И вот стало известно, что ВМС Италии решили закупить у немцев две 212-е лодки.

НАБЛЮДАТЕЛИ называют стоимость контракта - 800 миллионов евро. Стало быть, немецкие лодки еще раз подтвердили репутацию самых дорогих в мире. Напомним, французы продают индийцам свои лодки по 320 миллионов долларов за единицу.

Как стало известно ИТАР-ТАСС из военных кругов ФРГ, строительство итальянского заказа будет размещено на двух крупных немецких компаниях: «Howaldts-werke - Deutsche Werft» (HDW), которая находится в городе Киль (земля Шлезвиг-Гольштейн), и «Thyssen Nordseewerke GmbH» (TNSW), расположенной в городе Эмден (земля Нижняя Саксония). В соответствии с планом строительство лодок займет около двух лет. Как ожидается, первая будет официально введена в состав ВМС Италии в июне 2005 года.

Надо учесть, что немцы параллельно строят для своих ВМС четыре подобные лодки. Головная - U-31 - была спущена на воду 22 марта 2002 года. В апреле нынешнего года она вышла в Балтийское море на ходовые испытания. Ввод U-31 в боевой состав флота ожидается через год. При этом германские ВМС закупают новые лодки по той же цене, что и итальянцы.

Класс 212А по-своему уникален и вызывает пристальный интерес специалистов во всем мире. Пропульсивная система объединяет дизельный генератор с двумя свинцово-кислотными аккумуляторами и новейшую независимую от воздуха силовую установку, предназначенную для медленного бесшумного перемещения корабля. В ее состав входят девять водородно-кислородных топливных элементов с протонно-обменными мембранами от компании «Siemens». Каждый такой элемент может вырабатывать от 30 до 50 кВт энергии.

Для более высоких скоростей в работу включаются свинцово-кислотные аккумуляторы, расположенные на нижней палубе в передней части лодки. Для их подзарядки предназначен дизельный двигатель MTU16V-396 от компании «Piller GmbH». Он установлен на независимой платформе с двойным защитным покрытием для шумо- и виброизоляции. Движителем будет служить винт с семью лопастями.

Подводные лодки класса 212 будут оснащены высокоинтегрированной системой управления кораблем и контроля над оружием «Basic CWCS», объединяющей сенсоры, оружие и навигационную систему. Шесть торпедных шахт включают в себя систему DM2A4 для запуска тяжелых торпед, предоставленную компанией «STN Atlas Elektronik».

В состав системы сонаров DBQS входят цилиндрическая среднечастотная антенна для пассивного определения, низкочастотный буксируемый сонар TAS-3, аналогичный сонар, но уже расположенный сбоку корпуса, предназначен для низко- и среднечастотного определения и обнаружения неприятельского гидролокационного оборудования. Поисковый перископ SERО14 от компании «ZEO» имеет такие функции, как оптический дальномер, тепловизор и систему глобального определения местоположения. Боевой перископ SERO15 оснащен системой лазерного поиска цели.

Приоритетным направлением при конструкции подлодок данного класса было уменьшение возможности их обнаружения во время боевых действий. Благодаря обширным возможностям эти субмарины можно использовать в разноплановых операциях.

Эксперты отмечают, что немецкая судостроительная промышленность готова предложить флоту более мощную и совершенную лодку класса 214. Если ВМС Германии остановят свой выбор на этом проекте, то класс 212А будет идеально подходить для экспортных поставок. Что, впрочем, мы уже и наблюдаем.

Владимир ВОЛОДИН