Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Суббота, 23 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 27 мая 2003 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 27 мая 2003 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

«Океанская поступь проекта 611»

Версия для печатиОтправить статью другу
Под таким заголовком «Корабельная сторона» опубликовала расследование. Читатель продолжает разговор

Автор попытался вкратце рассказать о судьбе больших торпедных дизель-электрических подлодок 611 проекта, которые в конце 50-х строил молотовский завод № 402. Это была, по сути, первая серия подводных лодок, которые строил будущий Севмаш. Материал вызвал большой интерес читателей, как моряков-подводников, так и корабелов Северодвинска, которые, к счастью, помнят, как предприятие «ставило на поток» эти важные государственные заказы тех лет.

Н ИТАТЕЛЬ В.М. Баженов попросил нас опубликовать список всех подлодок проектов 611 и АВ-611, построенных в Северодвинске, и указать фамилии их ответственных сдатчиков. Выполняем эту просьбу. Фамилии сдатчиков приводим по приемным актам.

В 1956-м завод № 402 передал флоту 8 подлодок: Б-67 (И.С. Бахтин), Б-70 (А.А. Овчинников), Б-71 (П.Н. Смоленский), Б-72 (М.Я. Баженов), Б-74 (Н.А. Мичурин), Б-75 (С.П. Нетук), Б-76 (М.Я. Баженов) и Б-77 (А.А. Овчинников). На следующий год было построено 9 подводных кораблей: Б-73 (М.Я. Баженов), Б-78 (Е.А. Колодочкин), Б-79 (А.С. Белопольский), Б-80 (В.А. Кабанов), Б-81 (А.С. Белопольский), Б-82 (П.Н. Смоленский), Б-88 (В.Л. Куликов), Б-89 (П.В. Лапшинов) и Б-90 (В.К. Лебедев).

Надо сказать, читатель А.М. Рыбников усомнился в том, что такого количества лодок, как в 1957 году, Севмаш никогда больше не сдавал. По словам Александра Михайловича, в 1961-м завод № 402 сдал 10 лодок, в том числе 4 атомные. Причину «разночтений» удалось выяснить. Автор брал данные из исторической выписки главного штаба ВМФ от 1996 года, а ее составители по неизвестной причине не включили в число принятых в 1961 году кораблей две подлодки.

Последнюю лодку 611 проекта, Б-91 (В.Л. Куликов), предприятие сдало в 1958-м.

Так выглядит общая картина по документам. Ее дополнил, вернее, уточнил ветеран Севмашпредприятия Н.И. Бармин. Он утверждает, что головную подводную лодку проекта 611 на заводе № 402 с момента ее закладки на стапеле курировал А.П. Леонов, он же зимой прибыл на ней в Полярный для продолжения программы государственных испытаний. Однако затем Леонов неожиданно попал в больницу с инфарктом, и тогда вместо него назначили сдаточного механика Е.В. Слепова. А вскоре произошла еще одна замена: у нового ответственного сдатчика не заладились отношения с членами госкомиссии, и на Б-70 пришел А.А. Овчинников. Таким образом, если быть исключительно точным, выходит, ответственными сдатчиками головной подлодки завода № 402 были три человека: А.П. Леонов, Е.В. Слепов, А.А. Овчинников.

Добавим, что это далеко не единственный случай в истории Севмаша, когда ход работ на строительстве корабля фактически вел один человек, а ответственным сдатчиком в приемном акте значится другой.

Исполняя обязанности

О трагическом случае, произошедшем на испытаниях лодки Б-72, нас попросил рассказать читатель В.В. Воинов.

Действительно, в феврале 1956 года во время проведения государственных испытаний упомянутой подлодки погиб один из членов заводской сдаточной команды, Афанасий Лаврентьевич Полосков. Обстоятельства его смерти таковы.

Лодка находилась в надводном положении, когда вышла из строя захлопка ее газоотвода. Чтобы продолжить госиспытания, требовалось устранить эту неисправность. Для этого в кормовую часть лодки направился заводской монтажник Полосков. Баренцево море штормило, и едва он вышел за ограждение рубки, волна смыла его за борт. Все произошло так неожиданно, что находившиеся на верхнем мостике люди на какое-то время просто растерялись. К тому же помочь человеку, оказавшемуся в зимнем штормовом море, было не так просто. Поднять на борт Афанасия Полоскова сумели только минут через сорок, когда он уже не подавал признаков жизни. Лодка вернулась на базу с приспущенным флагом. Погибшего похоронили на мурманском кладбище.

Об Афанасии Полоскове известно немногое: было ему всего двадцать пять лет, родился он в деревне Котельная Устьянского района, в 1949 году поступил на завод, учился в ФЗО, три года служил в армии, на предприятии работал слесарем-монтажником в цехе 50.

Языком техпроекта

Еще был телефонный звонок из Ярославля. Местный краевед, бывший моряк Николай Андреевич Власов поинтересовался более подробными тактико-техническими данными 611 проекта. Выполняем его просьбу, полагая, что и другим любителям морской истории это будет интересно.

В советском кораблестроении не было еще столь крупных по водоизмещению подлодок: нормальное – свыше 1800 тонн, полное – до 2300. Здесь любопытно сопоставить эти показатели с подводными кораблями предшествующих серий: «Декабристы» – 931-941 тонна, серия К - 1487-2102 тонны, проект 613 – 1080-1350 тонн.

Остальные главные размерения лодки (по проектной документации 1949 года) таковы: наибольшая длина 90,5 метра, ширина 7,5 метра, средняя осадка 5 метров. Корпус корабля был рассчитан для погружения на глубину 200 метров.

Трехвальная двигательная энергетическая установка. В нее входили 3 дизеля по 2000 л.с. каждый, два электромотора по 1350 л.с. каждый и еще один, так называмый двигатель экономического хода, мощностью 140 л.с. На поверхности максимальный ход был 17 узлов, а под водой 16 узлов.

Показатели дальности плавания вполне соответствовали «океанским» расстояниям: 22 тысячи миль скоростью 9,2 узла, 443 мили лодка могла преодолеть, двигаясь под водой со скоростью 2,1 узла.

Запасов воздуха, мощности систем регенерации хватало, чтобы корабль мог непрерывно находиться под водой 200 часов. Автономность лодки составляла 75 суток. Уместно сопоставить этот показатель с данными предшествующих проектов: «Декабристы» - 40 суток, серия К - 50 суток, 613 проект – 30 суток.

Иными словами, проект 611 оправдывал свой «океанский статус».

В арсеналах новой лодки размещалось торпедно-минное оружие. Всего 22 торпеды для 6 носовых и 4 кормовых аппаратов. И хотя вместо 16 торпед на борт можно было принять 32 мины АМД-1000, лодки проекта 611 в историю подплава вошли как «классические торпедоносцы».

Справедливости ради нужно сказать, что первоначально на лодках устанавливались и артиллерийские системы, однако начиная с 1956 года их начали демонтировать как абсолютно бесперспективные.

В системах лодки предполагалось внедрить немало новшеств. Но более других обрадовала подводников гидроакустическая станция «Феникс» конструктора М.А. Штремта, по тому времени одна из самых мощных и совершенных.

Внутреннее устройство подводного корабля 611 проекта состояло из семи отсеков, разделенных водонепроницаемыми переборками. В 1-м, 3-м и 7-м имелись устройства для выхода личного состава в случае затопления.

Было и устройство РДП с поплавковым клапаном, своего рода усовершенствованная конструкция немецкого «шнорхеля».

Одним из серьезных недостатков лодки, как выяснилось уже в ходе первых автономок, был маленький запас пресной воды на борту. Его от силы хватало на половину срока, то есть «в одну сторону», как говорили подводники. Тогда попытались пополнять расходные цистерны с помощью опреснителя, но его производительность оказалась недостаточной.

После подписания акта постепенно забылись все тяготы будней и чрезвычайные происшествия на испытаниях. К тому же головной подлодке дали превосходные отзывы, а затем группу главных специалистов, работавших над проектом, даже выдвинули на соискание Ленинской премии. Лауреатами стали: главный конструктор С.А. Егоров, его заместители Г.Я. Альтшулер и А.В. Угрюмов, конструктор гидроакустического комплекса М.А. Штремт и главный строитель завода № 196 Е.П. Корсак.

Новые времена – новые роли

Относительно короткий век торпедоносцев 611 проекта, оказалось, был предопределен еще в тот момент, когда их серия еще только закладывалась на стапелях молотовского завода № 402, ведь одновременно с ними, правда, в другом цехе предприятия, уже создавался первый советский атомоход. Ядерная энергетика принесла на флот множество из того, что ранее казалось просто невозможным. Подлодки приобретали практически неограниченную автономность. Теперь она определялась не ресурсами аккумуляторных батарей, не расходом топлива, не запасами воздуха, а физическими и психологическими возможностями человека. Атомные корабли могли находиться под водой месяцами, на любом отдалении от баз, лишь бы экипаж выдержал тяготы такого плавания.

Поэтому лодки 611 проекта не стали долгожителями нашего флота. По мере вступления в строй атомных кораблей для них принялись искать новые роли. Так, две лодки, специально переоборудованные и получившие бортовые наименования «Лира» (северодвинская Б-73) и «Вега» (одна из лодок ленинградской постройки), в дальнейшем служили военной науке.

Подводная лодка Б-78 в 1966 году была переведена на Черноморский флот, где использовалась как опытовый корабль. Впоследствии еще несколько бывших торпедоносцев также стали опытовыми кораблями, на которых испытывались новые гидроакустические станции (Б-68, Б-70 и Б-89).

Еще были подлодки, оснащенные для операций «деликатного свойства» - в качестве носителей боевых пловцов (Б-91), а также для поиска подводных кабельных трасс (Б-82).

Корабли проекта 611 в основном были списаны из состава ВМФ в 70-80-е годы. Некоторым из них перед этим довелось побывать в роли кораблей-мишеней и учебно-тренировочных станций. Из северодвинских подлодок самой последней завершила службу Б-71. Произошло это весной 1998 года.

Олег ХИМАНЫЧ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Происшествия   Сгорела «Ева Браун»  |  Пятьдесят обвинений заочно  |
Экономика   Все о ценных бумагах  |  Соломбала осваивает пластик  |
Мир   Кашалот с моторчиком  |  «Иджис» по-китайски  |  Dolce Vita класса 212А  |   «Викранту» кранты?  |  Киркенес в роли Роттердама  |
Северодвинск   Поморские новости  |  Сыновья служат на «Беломорье»  |  Фарватер станет глубже  |  Корабль просится в море  |
Россия   Новости из портов  |  На морских широтах  |  Традиционный промысел, однако…  |  За кормой 39 тысяч миль  |  «Арктика» отправится в Арктику  |  Суровые и опасные воды Дальнего Востока  |  Осколки вражеской пропаганды  |  Информация с верфей  |  У рыбаков новый председатель  |  От Шпицбергена до Соловков  |  У всех на устах  |  Бросок в глубинку  |  Последний путь «Ленинца»  |  Крейсер «вооружают» мебелью  |  Бегущая строка  |
Общество   Айсберг В10А ищет своего «Титаника»  |  Дамоклов меч аукционов  |  Чтобы помнили...  |  Каменный автограф товарища Сталина  |  Ждем «Корабельную»  |  «Океанская поступь проекта 611»  |  На морских широтах  |  Власть прозрела  |  Владимир Высоцкий - Анатолию Ефремову  |  Весенний призыв примеряет тельняшку  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Май 2003
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com