Корабельная сторона
Номер от 19 мая 2003 г.

«Scorpene»: ход слоном
Индия намерена поменять российские подлодки на французские

Министр обороны Франции Мишель Алио-Мари раскрыла некоторые детали контракта на поставку Индии французских подводных лодок, который, по ее словам, будет подписан к концу 2003 года. Контракт на сумму в 1,8 миллиарда долларов будет включать производство шести субмарин класса «Scorpene» на индийских верфях.

ИНДИЯ до недавнего времени считалась исключительно военно-морской вотчиной России. С 1986 года Индия купила у России 10 субмарин проекта 877 («Варшавянка», по натовской классификации «Kilo»). Предполагалось, что и в дальнейшем Дели будет ориентироваться на российскую технику. Во всяком случае, те высшие военно-морские круги, от которых зависит прием решения на закупки техники, не скрывали к нам доброго расположения. Теперешнее появление на «застолбленной территории» чужаков воспринято в российских судостроительных кругах безо всякого энтузиазма. Причем, по словам представителя оборонного ведомства Франции, «Индия нуждается в замене устаревших российских дизель-электрических лодок» как раз проекта 877.

Не секрет, что российские верфи, в частности северодвинская «Звездочка», производили и производят модернизацию субмарин этого проекта, вооружая их уникальным ракетным комплексом, какой не может больше предложить ни один продавец в мире. Российские цены всегда остаются предпочтительными, а качество строительства, ремонта и модернизации признается ведущими морскими специалистами мира, включая тех же индийских. Россия готова модернизировать все морские силы Индии - от авианосцев до патрульных катеров. Была бы воля индийской стороны. Но, как видим, наши индийские товарищи начинают поворачиваться лицом к Западу. Отдельные наблюдатели прямо указывают, что в высших эшелонах ВМС Индии произошла смена ориентиров в связи с уходом с ключевых постов людей, симпатизирующих российскому оружию.

Звонок прозвенел еще год назад. 23 февраля 2002 года в Дели закрылась международная выставка «Defexpo-2002». В ней участвовали более 100 компаний. Производители вооружений из России, Великобритании, Франции, Израиля и Южной Африки демонстрировали широкий ассортимент своей продукции: подводные лодки, авианосцы, артиллерийские системы.

Все пять дней участники выставки, комментирует «Полит.ru», говорили о том, что ставят перед собой задачу не просто продать свою продукцию, но и наладить производственное партнерство с Индией. Эти заявления были вполне в русле намерений индийских властей, которые обещают превратить страну в базу для производства современной военной техники, предназначенной на экспорт. Тут и воспользовались случаем французы, ведшие переговоры о продаже подводных лодок «Scorpene». Сначала речь шла о продаже двух субмарин по цене 320 миллионов за единицу и лицензионной постройке еще четырех в Индии. Теперь, как видим, индийцам удалось «раскрутить» французов на строительство всех шести лодок в Индии, на верфи, расположенной около Бомбея. По планам, новые субмарины должны вступить в строй между 2010 и 2015 годами.

Что же представляет из себя лодка «Scorpene»? Портал «Naval Tehnology» сообщает, что водоизмещение составляет 1750 тонн. Субмарина имеет два дизель-генератора по 2500 киловатт. Вооружена шестью торпедными аппаратами и восемнадцатью торпедами. Может погружаться на глубину до 300 метров. Автономность - 240 суток. Лодка обладает современным навигационным комплексом и системой управления оружием. Корабли строит компания DCN во Франции в сотрудничестве с «Bazan» в Испании. По идее, новые лодки предназначены для флотов государств так называемого третьего мира, но которые стремятся усиливать свое влияние на своих соседей. Достаточно сказать, что «Scorpene» заинтересовались Малайзия и Чили. Кстати, последней шесть лет назад покупка двух лодок обошлась в 420 миллионов долларов. Так что Франция, предлагая свои лодки индийцам, даже некоторым образом демпинговала. Главком чилийских ВМС даже жаловался, что две франко-испанские лодки поглотили весь бюджет военно-морских сил Чили на восемь лет вперед и через какое-то время чилийский флот может просто остаться без надводных кораблей.

Наши эксперты склонны полагать, что втягивание Индии в длительные отношения с западными оружейниками также значительно выхолостят ее бюджет. Намерения же Дели производить по лицензии и продавать другим странам оружие могут и не принести ожидаемых дивидендов. В этой ситуации ей придется вступить в жесткую конкуренцию с корабелами России, Германии, США, Великобритании и той же Франции. А сам проект «Scorpene» через десять лет уже будет очень устаревшим. На смену дизель-генераторным пропульсивным системам приходят системы нового образца. А в этих вопросах лидерство удерживают Россия и Германия.

Вице-адмирал Игорь Бардеев, консультант «Рособоронэкспорта» по военно-морским вопросам, рассматривая перспективы военно-технического сотрудничества, заметил в «Морском журнале»:

- Мы предлагаем потенциальным заказчикам комплексные решения, которые учитывают не только военно-политические задачи, стоящие перед покупателем, угрозы и риски, общую военно-политическую ситуацию в регионе, но и военно-экономический потенциал потребителя, доктринальные воззрения командного состава ВМС и так далее.

Россия в состоянии предложить на рынок весьма конкурентоспособные и по ценовым, и по техническим параметрам изделия. Например, сегодня очень немногие страны мира могут произвести полноценную замену больших подводных лодок, которые не только дороги сами по себе, но и требуют больших расходов при их эксплуатации. Россия в состоянии предложить на рынок целое семейство малых и сверхмалых лодок разработки конструкторского бюро «Малахит». Это многоцелевые лодки с хорошими ударными возможностями, в том числе и с ракетными комплексами, причем адаптированные для действия в прибрежных зонах, на которые сейчас в своем планировании ориентируется большинство флотов мира. И те страны, которые не могут себе позволить покупку безумно дорогих французских и немецких ПЛ, вполне могут удовлетворить свои потребности за счет приобретения небольших, но мощных российских ПЛ.

Наверное, индийские морские специалисты считают иначе. Это их право. Наш же судпром без экспортных заказов уже не останется. Как стало известно в начале мая, Китай намерен разместить дополнительные заказы на строительство в России новых подводных лодок - для полной модернизации своих подводных сил. При этом называется цифра порядка двадцати бортов. Так что и Питер, и Нижний, и Дальний Восток, и Северодвинск будут с работой. Китайцы считают, что российские лодки эффективнее и надежнее. И еще они хорошо умеют считать деньги.

Владимир ВОЛОДИН