Корабельная сторона
Номер от 19 мая 2003 г.

Едем дальше, но платим меньше...
Бюрократические мели мешают нормальной работе речников

АРХАНГЕЛЬСКИЕ речники нынче преподнесли землякам подарок, начав без промедления пассажирские перевозки сразу по всем направлениям. Благодаря их расторопности и дружным усилиям, многие семьи, разделенные паводковой водой, встретили светлый праздник Победы за общим столом. В кабинете начальника Архангельского районного пассажирского управления Валерия Арефьева до сих пор раздаются звонки от благодарных «островитян».

- Мы делаем все, чтобы вернуть былые престиж и популярность речному флоту, - говорит Валерий Алексеевич, - так, в чубольском узле в эту навигацию добавили дневной рейс - жителям деревень стало проще выбираться в город и возвращаться обратно. Почувствуют улучшение и северодвинцы, имеющие «родовое гнездо» в селах вознесенского направления: здесь введен встречный рейс через Рыболово. По рекомендации областной администрации восстановлен маршрут Архангельск - Пукшеньга. За счет рационально составленного графика курсирующее по этой линии судно используется еще для выполнения укороченного рейса Архангельск - Усть-Пинега по удобному расписанию: отход в пятницу вечером, возвращение в понедельник рано утром.

В районном пассажирском управлении действительно «не спят», активно ищут пути повышения эффективности работы. Сделать это нелегко, ибо имеющийся флот морально изношен, требует замены. Но денег на покупку новых судов не хватает, да и проектов подходящих нет. Чтобы пережить трудные времена, речники сами разработали программу модернизации эксплуатируемых сейчас теплоходов. Ее реализация позволит продлить жизнь судов на 10-15 лет.

В одиночку, конечно, не одолеть, райуправление рассчитывает на областной бюджет, мэрию и администрацию Приморского района, ведь пассажирские перевозки в любой стране - это забота властей.

- Область отнеслась с пониманием и выделила 1,3 миллиона, на которые мы восстановили в Лайском доке МО-266, - говорит Валерий Арефьев, - поставили ему ледовый пояс, корпус у него стал крепче, чем был у нового, он может во льду ходить. Работает сейчас на внутригородских линиях, хотя мэрия не вложила не копейки.

Обижен руководитель речного ведомства на городскую власть сильно, дескать, даже износившиеся причалы, по которым люди сходят на берег в Цигломени, на 14-м лесозаводе, в Реушеньге, отказывается ремонтировать, зато ретиво вмешивается в вопросы, которые речники могут решить сами. Скажем, городской Совет принял решение повысить цены на билеты, мэрия исполнила. Но сделано это без анализа, без учета реальной обстановки.

- Получилась полная ерунда, - негодует Валерий Арефьев, - скажем, билет до Хабарки стоит 10 рублей, а до следующей за ней остановки Выселки - 7 рублей. Получается, дальше едешь - меньше платишь. Сей парадокс произошел потому, что первый остановочный пункт числится за мэрией, второй принадлежит муниципальному образованию «Приморский район». Люди не дураки, мигом смекнули свою выгоду. В итоге все поехали до Выселок. Разумеется, только по билетам. Выходят же на Хабарке. А ведь все было нормально, когда тарифами занимался отдел цен администрации области. Нам устанавливался предельный коэффициент. А разбивку по остановочным пунктам мы делали сами с учетом затрат, интенсивности пассажиропотока...

Извечная истина: вряд ли что путнее получится, если пироги начнет печь сапожник. Так и тут: городская казна ничего не выиграла, только неразберихи и путаницы прибавилось. Речники, что называется, сели на мель. Бюрократическую.

Алексей ГУНДОРОВ