Корабельная сторона
Номер от 12 мая 2003 г.

Секретный 636-й
Как строился первый подводный ракетоносец на Северном машиностроительном предприятии

К концу 1948 года ЦКБ-18, ныне ЦКБ МТ «Рубин», был разработан проект дизель-электрической подводной лодки - проект 611.

ПЕРВУЮ лодку 611-го проекта заложили на стапелях в 1951 году на ленинградском заводе Судомех, ныне «Адмиралтейское производственное объединение» - ЛАО.

Одну из лодок, где уже шел монтаж и в отсеках начали устанавливать механизмы, оборудование, вести трубопроводы, постановлением ЦК ВКП(б) и Совмина СССР было решено передать заводу 402, ныне ПО «Севмаш», для дооборудования и установки нового ракетного комплекса. Спущенная в начале сентября 1953 года на воду с полупустыми отсеками, она была переведена по Беломорско-Балтийскому каналу в Молотовск. А в следующем году в цехе 50 заложили шесть лодок этого же проекта.

Большая дизель-электрическая торпедная лодка проекта 611 - такое определение было дано проектантом - в октябре 1953 года ошвартовалась у набережной, напротив трубомедницкого цеха. Лодка имела тактический номер Б-67 и заводской номер 636. Ответственным сдатчиком корабля назначили Иннокентия Степановича Бахтина. Сдаточным механиком стал Василий Степанович Качалов. Последний сопровождал лодку до заводского причала. Предстояло произвести значительный объем работ. А то, что успели сделать на Судомехе, приходилось и переделывать: была заменена трасса электрокабелей с носа до кормы из-за повреждений свинцовой оболочки.

Бракованными оказались некоторые изделия машиностроения. Те же изделия, которые не были переданы с кораблем, Судомех обязывался отгрузить в ближайшее время. Последующие обращения ускорить их отгрузку оставались без ответа. И только личное обращение ответственного сдатчика к секретарю ЦК ВКП(б) Дмитрию Устинову возымело действие. Правда, Бахтину за то, что он обратился в столь высокие инстанции, от министра изрядно попало. Зато дело пошло. Чтобы вдохнуть жизнь в отсеки, предстояло многому научиться. Большую помощь в изготовлении и монтаже трубопроводов, таких как система сжатого воздуха высокого давления, система гидравлики, оказала бригада специалистов Судомеха под руководством Василия Латышева.

Оснастка и приспособления, которые использовались при постройке в Ленинграде, сократили время монтажа этих систем при высоком качестве.

В июне 1954 года постройка первой ракетной лодки закончилась, начались испытания и закрытие построечных и швартовных удостоверений.

Директор завода Е.П. Егоров раньше работал строителем ПЛ на Дальзаводе и знал, что сроки их закрытия во многом зависят от того, насколько быстро будут решаться возникающие технические проблемы. Для этого Евгений Павлович ответственность за сроки закрытия документов возложил и на конструкторов. Наравне с производственниками. Это оправдало ожидания.

О том, что 636-я будет переоборудоваться под ракетный комплекс, знали на заводе единицы - дирекция да ответственный сдатчик со сдаточным механиком.

И лишь во второй половине года, когда на завод поступали чертежи по проекту B 611, это перестало быть секретом.

Как оберегались «секреты», рассказал Серафим Бутвин: «Нас, шестерых конструкторов, пригласили в 1-й отдел завода и взяли еще одну подписку о «неразглашении».

Для конструкторов выделили в четвертом цехе отдельное помещение. В нем разместилась и группа технологов Леонида Подшивалова. Конструкторско-технологическим обслуживанием в дальнейшем при переоборудовании занимались только эти люди.

Сам проект переоборудования Б-67 под ракетный комплекс был выполнен ЦКБ-16 «Волна». Руководителем группы техпомощи от ЦКБ-16, постоянно находящимся на заводе, был Сафронов. С Виктором Ивановичем мы, конструкторы, плодотворно сотрудничали на других ракетных лодках.

В декабре 1954 года 636-й ввели в южный док. С этих дней началась работа по демонтажу ограждения, надстройки за прочной рубкой, демонтаж части оборудования 4-го отсека, где должна была устанавливаться аппаратура и приборы управления ракетным комплексом, а затем и вырезка в прочном корпусе под шахты - хранилища ракет. Сами шахты диаметром около двух метров, высотой более десяти были изготовлены в марте следующего года цехом номер четыре. Когда же начался их монтаж на корабле, работы велись круглосуточно. Подошло время предъявлять работу представителям военной приемки, произошел непредвиденный казус: старший военпред инженер-подполковник А.Е. Бевзенко категорически отказался принимать измененные конструкции.

Тогда ответственный сдатчик обратился с жалобой к вице-адмиралу Л.А. Владимирскому, находящемуся в это время на заводе. Адмирал, к удивлению всех, принял необычное решение. Дальнейшее наблюдение за приемкой выполненных работ он поручил представителям научно-исследовательского института ВМФ.

Первый выход ракетоносца в море состоялся 15 сентября 1955 года с участием Сергея Павловича Королева, а еще через день был произведен пуск баллистической ракеты. Эта ракета Р-11ФМ спроектирована на базе армейской Р-11. С принятием ракеты на вооружение Советский Союз стал единственной страной, имеющей подводные лодки с баллистическими ракетами.

Когда Б-67 завели в южный док на переоборудование, там уже полным ходом шла постройка шести подлодок проекта 611. Кстати, применяемая тогда поточно-позиционная технология, когда лодка перемещалась по мере готовности с одной стапель-позиции на другую, приближаясь к выводным воротам, дала возможность в 1954 году в южном доке цеха 50 заложить шесть кораблей. Соответственно было шесть стапель-позиций. Первыми начальниками позиций были: В.Ф. Тихонов, А.И. Чеклуев, Ю.П. Бубновский, В.Е. Харитонов, А.С. Шеффер.

Освоению новой техники придавалось особое значение, и южный стапель получил статус цеха. Ему присвоили номер 49, а возглавил комплекс Я.А. Маляров.

Опыт, приобретенный на достройке первой ракетной лодки Б-67, позволил строителям уже в следующем, 1955 году вывести сразу два корабля. Причем в один и тот же день - 18 сентября.

Времени до ледостава оставалось немного, так что было принято решение уйти в Мурманск, там и закончить начатые испытания подлодок. Базировались они в Росте, позднее 636-я ушла в Полярный. Сдаточная команда поселилась на плавказарме, и, как оказалось, надолго. Кто-то из юмористов это жилое помещение окрестил «рай-сараем», что соответствовало истине.

Из-за неблагоприятных погодных условий, а также из-за отдаленности от главной базы - родного завода испытания лодок затянулись до весны. Контрольный выход, ревизия и подписание приемного акта проходили уже в Молотовске.

Впоследствии три лодки вступили в строй почти одновременно - в конце июня 1956 года. До конца года ВМФ было передано еще пять «дизелюх» проекта 611. Эти ПЛ имели вооружение, состоящее из шести носовых и четырех кормовых торпедных аппаратов. Надводную скорость под дизелями развивали до 17 узлов, подводную под электродвигателями - 16. Глубина погружения не превышала 200 метров.

Укажу еще, что работающие дизели обеспечивали подводный ход на перископной глубине до 5 узлов с выхлопом газов под воду и забором свежего воздуха через поплавковый клапан. В дизельном отсеке в этом режиме наблюдалась повышенная загазованность, попадание больших масс забортной воды, а в холодное время и обмерзание поплавкового клапана. Этот режим, а следовательно, и проблема исчезли на подводных атомоходах. Закладка первого атомохода произошла 24 сентября 1955 года в цехе 42. С этого исторического события началась эпоха атомного судостроения на Севмаше.

Александр РЫБНИКОВ