Корабельная сторона
Номер от 12 мая 2003 г.

Лучше рыть, чем взрывать
Дноуглубительные работы помогут усмирить паводок

Первыми после вскрытия рек открывают навигацию обстановочные суда Северо-Двинского государственного бассейнового управления водных путей, которые отправляются на фарватер сразу после ледохода.

ПОТРЕБНОСТЬ в присмотре за судоходными каналами возникла практически одновременно с появлением на речных магистралях первых пароходов, - делает исторический экскурс начальник БУП Леонид Первушин. - Долгое время основными указателями для капитанов и штурманов, ведущих суда по реке, служили вехи, и только в 1901 году на Северной Двине появились бакены с керосиновыми фонарями. В 1924 году на реках бассейна для обозначения оси судового хода вводятся створные знаки. Первые землечерпательные работы выполнены на перекатах Северной Двины в 1903 году.

Нынешняя «вотчина» Первушина со «штабом» в Котласе раскинулась на территории четырех регионов: Республики Коми, Архангельской, Вологодской и Кировской областей - это более 6,5 тысячи километров водных путей. Обстановочные бригады обслуживают 12525 береговых и 13748 плавучих знаков на реках Северная Двина, Мезень, Кулой, Онега, озерах Лача и Кенозеро, а также на Северо-Двинской шлюзованной системе. Нужные глубины поддерживает 61 обстановочная бригада, оснащенная эхолотами. Выходят на фарватер более трех десятков земснарядов и землесосов, которые «стригут» песчаные косы. В прошлом году на Северной Двине гарантированные глубины удалось довести до 1 метра 45 сантиметров.

- А надо бы до 1 метра 60 сантиметров, - поясняет начальник БУП, - тогда ни для грузовых, ни для пассажирских судов помех не будет всю навигацию. Такая глубина нужна и нефтяникам, которые намерены осуществлять экспортные поставки из Котласа через Архангельский морской порт.

Дноуглубительные работы - это не только безопасный путь для флота, но один из способов предупреждения разрушительных последствий весеннего паводка. Ведь сколько ни бухай взрывчатки, отдача ненелика, если река промерзла до дна, лед только крепче прессуется - эта истина стала доходить до чиновников в высоких кабинетах. Следом за Архангельской областью подписал соглашение с Минтрансом РФ о совместном финансировании дноуглубительных работ под Великим Устюгом вологодский губернатор Вячеслав Позгалев.

- Это отрадно, - не скрывает удовлетворения Леонид Первушин. - Надеюсь, что и архангельские лесопромышленники в конце концов поймут, что водные перевозки самые дешевые, и перестанут «жаться».

Размах работ на реке растет, но после прошлогодней истории с появлением в Северной Двине неприятного запаха у общественности появилась настороженность в отношении путейцев. Тогда виновником загрязнения объявили БУП, вернее, земснаряды, очищавшие фарватер в Верхнетоемском районе. Дескать, экипажи нарушили технологию выемки и складирования грунта, извлеченного со дна реки, и это аукнулось архангелогородцам, в кранах которых потекла вода с отвратительным запахом.

- В Архангельске шумиху подняли от растерянности, - откомментировал ситуацию Первушин. - Из-за дноуглубительных работ этого произойти не могло: они проводились не осенью, когда появился запах, а в июне, извлекался в то время исключительно песок, и с небольшой глубины, по давно отработанной технологии. Искать причину надо было у себя рядом, а не за 500 километров.

Расследование так и не было доведено до конца, установить точно, какая-то организация отравила воду или случился природный катаклизм, не удалось. Но наученные горьким опытом путейцы уже сейчас запасаются нужными бумагами и отчетами, чтобы снова не оказаться «крайними».

Алексей ГУНДОРОВ