Корабельная сторона
Номер от 12 мая 2003 г.

«Звездочка» - Багамы
Специалисты «Звездочки» вернулись на прошлой неделе с Багамских островов

Только не подумайте ничего этакого: НАШИ корабелы пока еще на Багамы просто позагорать не ездят. Что, между прочим, не было бы плохо. Океан там, говорят, действительно ярко-синий, песок белый-белый, а рощи кокосовых пальм - натуральные.

И ВОТ, не где-нибудь, а в Карибском бассейне северодвинские судостроители принимали участие в ходовых испытаниях круизного лайнера «Сияние морей», принадлежащего американской компании «Royal Caribian International».

«Отелем с винтом» прозвали северодвинцы этот весьма претенциозный корабль. И действительно, махина еще та: водоизмещение 80 тысяч тонн, длина 350 метров, высота 30 метров, скорость 25 узлов.

Сияние морей

- Когда смотришь с 12-й палубы вниз, - говорит Владимир Малков, - очень хорошо понимаешь тех людей, которые не хотели прыгать с «Титаника»: страшно, елки-палки!..

Об индустрии отдыха и развлечений на лайнере сказать можно так: «Сияние морей» отвечает всем требованиям общества потребления. Тут тебе и несколько бассейнов, шикарный солярий, различные спорт - фитнесс - тренажерные залы, гольф-клуб, баскетбольная площадка и так далее. Есть, безусловно, и концертный зал. В нем легко помещается около 2000 человек. Если надо, концертная площадка может трансформироваться в ледовое поле: для выступления фигуристов, например. И, конечно, всюду бары, бары, бары... В которых кусаются не только цены, но и забавы. Выходишь, например, освежиться на палубу, а к тебе мексиканец - ножом к горлу. Сцена ужаса фиксируется фотокамерой. И дальше по тексту: платите денежки за экзотику. Безусловно, если имеете такое желание.

Но надо отметить, что в барах из алкогольных напитков есть только легкое пиво и сухое вино. И заканчиваются все увеселения не позже 24 часов.

Экипаж «Сияния морей» состоит из 1200 человек. Это люди из разных стран мира. Есть и русские: как среди инженерного состава, так и в сфере обслуживания. Формируется экипаж, как правило, на основе присланных анкет от посредников - различных рекрутинговых компаний. Восемь месяцев члены экипажа работают, а три отдыхают. В оплачиваемом отпуске. Если говорить о зарплатах, то они впечатляют: инженер в месяц получает 2000 долларов, а обслуживающий персонал - 500.

Заморские кадры - самые надежные

Причиной поездки специалистов цеха гребных винтов предприятия «Звездочка» на американскую верфь в Форт-Лодердейл послужили следующие обстоятельства.

На лайнере «Сияние морей» вышла из строя пропульсивная установка (поворотная колонка) правого борта. Ее изготовителем является финский партнер «Звездочки» - ABB OY. В связи с заменой этой установки необходимо было провести и монтаж гребного винта, произведенного в Северодвинске.

- И надо было заказчику оплачивать ваш приезд из-за океана? Неужели на верфи в Форт- Лодердейле не нашлось рабочих рук для выполнения этих работ? - адресую вопрос инженеру по маркетингу Александру Ильинцеву.

- Рабочие руки там, конечно, есть. Но вот квалифицированных специалистов, похоже, не хватает. Дело в том, что мы с начальником цеха Николаем Александровичем Шороховым в январе этого года были на одной из подобных верфей Карибского бассейна. Необходимо было проконтролировать сборку нашего винта, которую осуществляли специалисты той верфи. И качество их работы нас не устроило. Ведь там работают в основном контрактники. Это, как правило, бывшие моряки: филиппинцы, румыны, греки... Их квалификацию Николай Александрович охарактеризовал метко: все равно, что алмаз топором тесать. Ему просто-напросто приходилось брать в руки шлифовальную машинку и учить людей, как надо правильно полировать винты. Ведь гребные винты - это точная геометрия. Малейшие диспропорции ведут к возникновению вибраций на корпусе судна, к снижению КПД винта, скорости и сокращению срока службы пропульсивной установки. И мы убедили заказчика в том, что эту работу должны выполнять только высококвалифицированные специалисты.

- Каковыми являетесь вы?

- Именно так, - улыбается Николай, - это заявление соответствует истине. И, надо сказать, заказчика - в частности, компанию «Royal Caribian International», во владении которой находится более десяти суперлайнеров, - в первую очередь интересует качество работы и соблюдение сроков ее сдачи. Ведь круизы-то продаются на год вперед!

Свою работу в Форт-Лодердейле «зарубежная бригада» цеха гребных винтов «Звездочки» выполнила вовремя. Как, впрочем, всегда и везде: будь то Финляндия, Япония, Багамы... К традиционному составу команды в лице менеджера Александра Ильинцева, бригадира механо-сборочных работ Андрея Прокудина и бригадира рубщиков Владимира Малкова на этот раз присоединился и начальник цеха Николай Шорохов.

- Вообще, много народу принимало участие в ремонте лайнера?

- Человек пятьсот, - говорит Андрей Прокудин. Ремонт относился к разряду средних. Понравилось, что, как только лайнер поставили в док, - тут же понаехало большое количество техники, были поставлены биотуалеты и будочки с водой и кофе. Приятно, когда о тебе проявляют заботу. Кстати сказать, многие виды работ там выполняются с помощью различных подъемников, к которым не приставлены специальные люди. Пришлось научиться управлять ими самим.

Если учесть тридцатиградусную жару, то пахали наши корабелы в буквальном смысле в поте лица. В первые дни работали по 20 часов в сутки.

- Это ничего, ночью даже легче: прохладно и никто не мешает.

- А в океане-то вы хотя бы купались?

- Только один раз. Когда ходили на Багамы. Больше некогда было.

Цена затяжки

Курящие члены северодвинской бригады корабелов в душе своей опротестовали формы борьбы американцев за здоровье нации. Дело в том, что курить в США можно только в строго отведенных для этой цели местах. Но вот проблема: мест таких практически нигде нет.

- Сигареты продаются на каждом углу, - буквально возмущается Андрей Прокудин, - курящих людей полным-полно, а покурить негде. В результате - все улицы посыпаны окурками. Понятно, что курение вредит нашему здоровью. Но все же этот деликатный вопрос надо решать как-то по-другому. Иначе, складывается впечатление, что люди искусственно создают себе проблему.

- Это что, одно из ярких впечатлений?

- Нет, одно из крупных неудобств.

- А какие еще были неудобства?

- Прохождение контрольных линий в аэропортах. Там при досмотре необходимо снимать ремень и разувать ботинки. Потом надо поднять руки и расставить ноги, чтобы тебя проверили прибором. Причем эту процедуру проходишь дважды: при входе в аэропорт и в самолет. С собой нельзя проносить ни маникюрные ножницы, ни сувенирные ракушки... Все колющие предметы прикрепляют к твоему багажу, который тоже очень тщательно проверяется. А поскольку покурить можно только за пределами здания аэропорта, то мы с Вовой (Владимиром Малковым - авт.) в ожидании рейса разувались-обувались раз по пять.

- Такова была цена затяжки, - смеется Владимир Малков.

Все может быть

- По Северодвинску ходят слухи, что «Звездочка» скоро организует на Багамах свое сервисное обслуживание. Есть в этом доля правды?

- Заявление несколько преувеличено, конечно. Но имеет под собой реальную основу, - говорит Александр Ильинцев. - Ведь почти на всех круизных лайнерах, построенных за последние пять лет в Европе, стоят гребные винты производства «Звездочки», которые время от времени нуждаются в осмотре и ремонте. Возможно, для этой цели мы будем использовать мощности нашего финского партнера ABB OY, у которого во многих портовых городах мира есть свои склады, офисы, оборудование. А главное, у ABB накоплен большой опыт в этом виде деятельности. Но сначала надо провести тщательное исследование на предмет целесообразности воплощения этой идеи. Как говорится, поживем - увидим.

Инна ГУРЬЕВА