Корабельная сторона
Номер от 5 мая 2003 г.

Подводная лодка в степях
От нестандартных ледоколов к сухопутным волокам

Неужели в XXI веке не удастся создать более действенные, чем бомбы и накладные взрывы, методы и способы борьбы с ледяными заторами? Может быть, помогла бы специализированная речная подводная лодка, если ее построить только для одной цели - пилить снизу или сверху и крушить лед по фарватеру.

Крушить двумя параллельными пропилами, слегка наклонными, чтобы река и сама могла выпирать и относить лед вниз по течению к морю. Или к урочищам в долинах рек, пригодным для временного принятия избытка воды. При необходимости такая подлодка или специально усиленный понтон могли бы вползать на лед с помощью лебедки, длинного фала или троса и якоря-зацепа, выстреливаемого вперед гарпунной пушкой. Пилить лед пилами цепными, ленточными или дисковыми пилами-колесами, или газовой горелкой, или мощной тонкой струей горячего воздуха (газа), или пескоструйным устройством. Могли бы северодвинцы сконструировать и построить такую чудо-лодку или особый понтон?

Впоследствии на берегах в подходящих местах можно установить стационарные якорные тумбы со своими лебедками, которые на себя тянули бы те «нестандартные» речные ледоколы. Была бы двойная тяга, управляющая и силой натяжения, и вариациями курса (рысканьем).

С помощью лебедок можно вползать не только на лед, но и... (об этом чуть ниже). Такой способ самовытаскивания лебедкой (даже звездочкой) знает каждый шофер и механик-водитель. Мысль о лебедочно-тросовом способе самовытаскивания рождает и другую мысль! Тот же лед и те же реки зимой можно использовать как уникальный санно-волоковой путь. Для автомашин это страшно: если провалится, то беда. А для специального судна (щель, коча...) или понтона это не беда - снова вползет на лед, на путь. И уже представляется вариант зимней «волоковой» навигации по рекам. Те лодки, суда или понтоны можно дополнить особыми полозьями или пневмоколесами по подобию рыбацких каракатов. И тогда, методом самовытаскивания, можно преодолевать, по заранее приготовленным волокам, даже междуречья, «переползая» из одной реки в реку другую.

Таким образом, на современном техническом уровне могут с большой пользой возродиться древние волоки (и возникнуть новые) между реками или через болота - напрямик, или через перешейки Канина, Ямала и в других нужных местах и направлениях. Тогда нелишне на волоках, где сухо, проложить простейшие слипы-лежневки. Они дешевле и проще судоходных каналов со шлюзами. Они для малых специальных судов на особых полозьях, катках или колесах.

Методом вытаскивания (волокушами-пенами) можно разрабатывать труднодоступные залежи топливного торфа из болот (что особенно актуально для селений в приполярной тундре) и не только там. Такими же волокушами, наверное, было бы удобно подтаскивать из трудных мест ценную черную землю (торфо-перегной), которой очень много под увлажненными березняками и в сухих руслах древних речных стариц. Их природный чернозем пользуется большим спросом, чтобы удобрить «землю пустую и не допустить недород». Торфо-перегной, по-видимому, можно выгодно «экспортировать» за пределы районов... с прибылью для районных бюджетов.

Доступ к подобным месторождениям (встречаются среди них даже сапропель и фосфатное железо - «вивианит» - ценные минеральные удобрения) можно облегчить особыми лежневками. В Архангельской области лежневки делались из бревен. В Калининградской же области в начале 50-х годов прошлого века они изготавливались в мастерских при пилорамах на особых столах-шаблонах в виде щитов из двух слоев досок. Доски косо, ряд к ряду, гвоздями сбивались. Гвозди забивались внутрь досок верхнего ряда. При косой укладке в торцах готовых щитов (длиной 1,2-1,5 м, точно не помню) получался «ласточкин хвост», благодаря которому щиты быстро вставлялись друг в друга при монтаже дороги-лежневки. Такие щиты были, обычно, многоразового использования. Они изготовлялись даже мальчишками 15-16 лет, хотя после войны мы и не были такими крупными и сильными, как нынешние подростки-акселераты. Но мы справлялись! И это был наш заработок. Теперь же щиты для лежневок можно изготовлять конвейерным методом на Вельском КДК. Заманчиво?

Не все в предложенном здорово. Что-то совсем не реально, фантастично. Но, наверное, читатели почувствовали суть и динамику (развитие) «мозговой атаки». И более здравые мысли-предложения должны пробудиться! А это уже серьезно.

Виталий МОТИН, геолог, г. Вельск

Р.S. Напоследок. Будьте внимательны, только сейчас понял, что те дощатые щиты-лежневки предназначались главным образом (!) для защиты поверхности лесных дорог, чтобы они не были продавлены глубокими колеями. Теперь машины тяжелее... Но не зря говорят: век учись, и собственный опыт сверкнет неожиданной яркой гранью.