Корабельная сторона
Номер от 29 апреля 2003 г.

Вожделенные авианосцы
О «плавающих аэродромах» в океане грезил СССР. А сможет ли поднять их Россия?

России теперь вряд ли удастся построить авианосец (тем более - головной корабль) достаточно быстро, поскольку придется заново воссоздавать судостроительную, вооруженческие кооперации с привлечением громадного количества предприятий (свыше тысячи их, к примеру, участвует в создании куда меньших по размерам современных кораблей).

ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ крайне важным покончить наконец с волокитой в разработке и утверждении Единой государственной программы военного кораблестроения и судостроения для оборонных нужд Российской Федерации, которая обязательно должна включать перечень предприятий - участников. Понадобится определить и источники финансирования. Задачи сложные, и с ними, конечно, не справишься в течение нынешнего десятилетия. Это означает, что сроки действия «Основ политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2010 года» и отдельные фрагменты этого документа, видимо, уже нуждаются в корректировке.

С учетом сложившихся условий уже сейчас должны начаться проектирование первого (головного) авианосца и его «начинки» (то есть агрегатов, оборудования, вооружения и требуемой инфраструктуры), а также технологическая подготовка предприятий к участию в создании современного корабля. Все это трудно, но еще вполне выполнимо. В кораблестроительных проектных организациях бывшего союзного Минсудпрома накоплен и, надеюсь, сохранился громадный и поистине бесценный материал по проектированию различных вариантов авианесущих кораблей, что облегчает решение проблемы.

Кораблестроителям и специалистам по корабельному вооружению хорошо известно, что экономически выгоднее приступать к строительству серии хотя бы из трех-четырех кораблей. Проведенными в 1970-1980-х гг. исследованиями установлено, что нашей стране необходимо не менее четырех авианосцев - по два на Северный и Тихоокеанский флоты. Только в этом случае данные оперативно-стратегические объединения будут способны решать своими разнородными силами поставленные им задачи в форме морских операций, но только ограниченного масштаба, в районах за пределами досягаемости береговых, прежде всего авиационных (и зенитных), сил прикрытия и поддержки.

Только атомные

Надо определить облик будущего авианосца пока в самых общих чертах. Оснащать корабли своих флотов атомными энергетическими установками (АЭУ) предпочитают государства, владеющие соответствующими технологиями производства, технической эксплуатации и ремонта корабельных ядерных реакторов. К числу этих немногих государств относится и Россия.

Преимущества корабельных АЭУ по сравнению с обычными паросиловыми, газотурбинными и дизельными (дизель-электрическими) прежде всего в том, что можно будет навсегда отказаться и забыть о танкерах со все более дорожающим топливом, базах и складах ГСМ. Забыть о постоянных ремонтах устаревших, ненадежных в эксплуатации и нередко выходящих из строя в самый неподходящий или критический момент традиционных газотурбинных и особенно паросиловых установок с их котловым хозяйством.

В пользу выбора для кораблей атомных энергетических установок говорят также следующие факторы и обстоятельства. Как известно, протяженность морских границ России составляет 38,8 тысячи километров (для сравнения - протяженность сухопутной границы - 14,5 тысячи), площадь континентального шельфа 4,2 миллиона кв. километров. На протяжении всей морской границы простирается 200-мильная исключительная экономическая зона, в которой нужно обеспечивать суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации и защиту ее интересов.

На этих гигантских морских и океанских просторах должны постоянно или периодически (по вызову, с обострением обстановки и пр.) находиться силы ВМФ, корабли различного предназначения, классов, типов, в том числе и авианосцы. Вот почему, учитывая также все более усиливающийся в ближайшем будущем дефицит органических видов корабельного топлива, придется признать безальтернативность атомных энергетических установок для военного кораблестроения развитых в промышленном и экономическом отношении государств на ближайшие несколько десятилетий. Современные достижения ядерной энергетики, технический уровень конструкторских разработок позволяют создавать атомные энергетические установки для оснащения ими практически всех кораблей с водоизмещением от 1 тысячи тонн.

Безусловно, корабельные АЭУ требуют высокой культуры обслуживания, жесткого соблюдения требований ядерной безопасности: конструктивных, эксплуатационных, экологических. Такой опыт и, самое главное, система эксплуатации атомных энергетических установок в ВМФ и на ледокольном флоте страны имеются.

Самолетная несуразица

Важнейшим фактором является количественный состав авиапарка и типы его летательных аппаратов. И это, пожалуй, одна из главных проблем для строительства российских авианосцев.

Здесь хотелось бы обратить внимание на событие, произошедшее 26 апреля 2002 года. Дело в том, что для вооружения нового авианосца планируется использовать самолет 5-го поколения. Итоги конкурса на его разработку подвела год назад правительственная комиссия по военно-промышленным вопросам. Она выбрала предэскизные проработки, то есть так называемый аванпроект, представленный ОКБ Сухого. Удивительно, но факт: решение о выделении огромных денежных средств принято на основании всего лишь конкурса аванпроектов, а не более обоснованных и проработанных за счет «соискателей» эскизных проектов, как это предлагалось некоторыми участниками конкурса, руководством ВВС и Министерством обороны.

Будущий самолет ОКБ Сухого при заявленном аванпроектом взлетном весе 23 тонны имеет габаритные размеры тяжелого истребителя США 5-го поколения F-22, взлетный вес которого 35 тонн. Это означает, что в процессе дальнейшей разработки машины с учетом отечественного БРЭО, а также оснащения его двигателями короткого взлета и вертикальной посадки вес самолета может сравниться с весом F-22.

Вместе с тем представленная на конкурс ПАК ФА машина ОКБ имени Микояна с заявленным взлетным весом 19 тонн имеет габаритные размеры легкого самолета США 5-го поколения JSF (F-35) массой в 23 тонны. Но самое главное, что у этого микояновского самолета сходные показатели с МиГ-29К, которым будет оснащен планируемый для продажи в Индию авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» (нормальный взлетный вес 18,5 тонны, дальность полета 2000 км, а с подвесными баками - 3000 км). Этот легкий многоцелевой современный палубный истребитель, способный поражать воздушные, морские и наземные цели, фактически принадлежит к поколению «4+». На «Адмирале Горшкове» можно разместить более 24 таких машин.

Таким образом, на предполагаемом авианосце будущего с водоизмещением 40-50 тысяч тонн смогут базироваться 40-50 самолетов, сходных с JSF (или МиГ-29К) либо всего 15-20 машин с характеристиками F-22. Разница в боевых возможностях этих авиакрыльев очевидна. Напомню, что США планируют использовать в качестве палубного на своих авианосцах именно легкий самолет 5-го поколения JSF (F-35), а не тяжелый F-22.

Виктор ПАТРУШЕВ, вице-адмирал, кандидат технических наук«Независимое военное обозрение»