Корабельная сторона
Номер от 29 апреля 2003 г.

С черепом в животе
Уникального нейрохирурга Михаила Черкасова нередко называют крестным отцом

Газета «Полярная правда» рассказала о талантливом отоларингологе мурманской бассейновой больницы Валерии Черкашине, который сумел в ходе двухчасовой операции извлечь из носовой полости молодого парня лезвие ножа, находившееся там несколько лет. Тогда автор статьи предположил, что за последние 20 лет сходных клинических случаев в России было не более четырех-пяти. Но недавно стали известны подробности операции, которую провел нейрохирург Михаил Черкасов в госпитале Северного флота, и которая не имеет аналогов в мировой практике.

8 часов 12 минут 5 марта 1999 года в Североморский госпиталь из отдаленного гарнизона морских пограничников Кувшинская Салма был доставлен матрос. Он пытался покончить жизнь самоубийством... Из глазницы лежащего на носилках молодого парня торчала рукоять здоровенного кухонного ножа. Как стало известно позднее, лезвие проникло в мозг на 12 (!) сантиметров, более того - повредило переднюю лобную артерию и так плотно засело в кости черепной коробки, что его невозможно было извлечь.

Операцию старший ординатор нейрохирургического отделения подполковник медицинской службы Михаил Черкасов делал под микроскопом. Решив проблемы с мозгом и артерией, он удалил часть черепной коробки размером 6 на 6 сантиметров, «лишнюю» на той стадии лечения, поместил в живот матроса на консервацию (своеобразное госпитальное ноу-хау хирурга - обычно подобные «запчасти» сохраняют в физрастворе). А затем с офтальмологом Вячеславом Михайловым занялся глазом пострадавшего. Три с половиной часа длилась уникальная операция. Часть черепа из живота, естественно, достали и поставили на место. Попозже.

Тот пациент не только не потерял трудоспособности (что в таких случаях почти неизбежно), но и стал потом студентом Санкт-Петербургского юридического института.

Любой хоть немного знакомый с медициной человек не может не восхититься подобной виртуозной работой. Сам же Михаил Константинович к ситуации относится спокойно. Еще бы: далеко за тысячу нейрохирургических операций он выполнил за 16 лет. До того как стал нейрохирургом североморского госпиталя северного флота, несколько лет служил на кораблях, участвовал в 11 боевых службах и походах. Да и в госпитале покой ему только снится. Ежегодно приходится несколько десятков раз вылетать и выезжать в отдаленные гарнизоны по вызовам для оказания помощи и проведения операций. Только за три месяца этого года он уже выезжал по срочным вызовам 12 раз, побывав в Видяево, Гаджиево, Ревде, Оленегорске и других городах, где спасал жизни попавших в беду людей. Зона его ответственности невероятно велика - от Диксона до Мурманска, Архангельска и Петрозаводска. На Западе подобные операции выполняет бригада врачей. Каждый отвечает за свой участок работы. Черкасов чаще всего оперирует в одиночку. И гражданских, и военных.

Есть в его практике случай, когда в одном из гарнизонов черепную коробку травмированного матроса ему пришлось вскрывать обычным бытовым сверлом. В 9 из 10 случаев подобная травма головного мозга завершается летальным исходом. Матрос умирал. Два раза наступала клиническая смерть. За те три минуты, пока шла реанимация и не пульсировала кровь (сердце остановилось), Михаил Константинович успел зашить порванный поперечный синус головного мозга. Этот орган отвечает за венозный отток крови. Сейчас бывший матрос женился и пишет своему спасителю письма, называя крестным отцом.

Собственно говоря, Черкасову пишут практически все, кого ему довелось оперировать. Одного солдата во время отпуска из части в родном городе Оленегорске сбила автомашина. За его жизнь Михаил Константинович боролся семь месяцев, выполнив за это время шесть операций. Четырежды у солдата наступала клиническая смерть. Но молодой парень был спасен.

Бывают случаи, когда Михаил Константинович оперирует без перерывов по 16 часов: «После этого снимаю микроскоп и просто лежу. Не могу рукой пошевелить».

Первый раз с этим уникальным нейрохирургом мне довелось общаться года три назад. За прошедшее время он стал полковником медицинской службы, начальником нейрохирургического отделения североморского госпиталя. Продолжает оперировать. И в этот раз готовился к операции. На столе в рабочем кабинете лежала операционная лупа со встроенной подсветкой. Без нее проводить операции невозможно.

- Операция предстоит сложная, - сказал Михаил Константинович. - Продлится несколько часов. У солдата, которого доставили из печенгского гарнизона, раздроблен позвоночник. Из подвздошной кости придется брать трансплантат, и будем замещать раздробленные тела позвоночника, попросту говоря, конструировать и ставить новые позвонки.

Двумя днями позднее я узнал: операция, которая длилась шесть часов, прошла успешно.

Черкасов - член Международной ассоциации нейрохирургов. Один этот факт многое говорит о его заслугах и вкладе в медицину. Но намеков на уникальность и исключительность Михаил Константинович на дух не переносит - ведь бок о бок с ним работают десятки блестящих специалистов, военных медиков североморского флотского госпиталя.

Юрий БАНЬКО.Мурманск