Корабельная сторона
Номер от 22 апреля 2003 г.

Вожделенные авианосцы
О «плавающих аэродромах» в океане грезил СССР. А сможет ли их поднять Россия?

В «Основах политики России в области военно-морской деятельности на период до 2010 года» предусматривается «строительство многоцелевых подводных лодок и надводных кораблей, в том числе авианосцев, с повышенными боевыми возможностями, оснащенных высокоточным ударным ракетным и противолодочным оружием, средствами обороны, эффективными авиационными комплексами различного назначения...»

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, уже нет необходимости доказывать руководству страны, Министерству обороны право на существование авианосцев в составе Российского Военно-Морского Флота (как это было в течение почти 50 лет в Советском Союзе).

Что за рубежом?

США достраивают девятый атомный авианосец типа «Нимиц» - CVN-76 «Рональд Рейган», который сменит авианосец «Констеллейшн» после его планируемого списания в текущем году. Таким образом, в составе американских ВМС по-прежнему останутся 12 мощнейших многоцелевых авианосцев.

В течение ближайших 20 лет будет осуществлен переход к авианосцам следующего поколения - CVNX - на основе поэтапного развития корабельных проектов, разработок вооружения и технических средств трех следующих планируемых к постройке «плавающих аэродромов».

Великобритания имеет в составе своих ВМС три легких авианосца типа «Инвинсибл» водоизмещением 20 тысяч тонн каждый. В 2012 и 2015 годах в рамках программы стратегической обороны планируется построить два более крупных корабля водоизмещением 50 тысяч тонн. Их намечено вооружить палубным вариантом самолета JSF (F-35).

Франция после достройки атомного авианосца «Шарль де Голль», уже обошедшегося госказне в 12 миллиардов долларов, рассматривает возможность введения в состав ВМС до 2015 года второго корабля того же класса.

Италия дополнительно к принятому на вооружение в 1985 году «Джузеппе Гарибальди» планирует в 2007 году ввести в строй «Луиджи Энауди» - легкий авианосец нового типа. Корабль имеет так называемую гибридную корабельную архитектуру, вооружение и оборудование, удовлетворяющие различным требованиям обеспечения как боевого применения и технической эксплуатации палубных летательных аппаратов, так и действиям в качестве десантного корабля. Показательно, что страна, являющаяся по конфигурации и географическому положению Апеннинского полуострова своеобразным «непотопляемым авианосцем» для акваторий Адриатического, Ионического и Тирренского морей, тем не менее упорно развивает авианосную программу.

КНР (об этом «Корабельная сторона» уже рассказывала в №13) сохраняет стремление иметь в составе ВМС авианосец. Возможно, это будет авианесущий крейсер типа «Адмирал Кузнецов». Или же китайцы построят собственный авианосец водоизмещением около 40 тысяч тонн. При продолжающемся стремительном росте экономического и военного могущества Поднебесной решение этой задачи вскоре окажется ей по плечу.

Япония, придерживаясь ограничений послевоенной Конституции, тем не менее, заявила о строительстве нового эсминца водоизмещением 13 тысяч тонн, обладающего возможностями авианосца. Некоторые их характеристики уже присущи десантным кораблям типа «Осуми».

Бразилия, стремясь стать доминирующей морской державой континента и региона Южной Атлантики, приобрела во Франции авианосец «Маршал Фош» и проводит его модернизацию в Тулоне.

Задача трудная, но выполнимая

Следовательно, большинство развитых прибрежных государств и региональных держав, осознавая значимость в XXI веке Мирового океана, его экономического потенциала, наращивают свою морскую мощь, в том числе и строительством авианосцев. Причем зачастую специалисты полагают, что вполне достаточно иметь относительно небольшие (водоизмещением до 50 тысяч тонн) корабли этого класса и в минимально достаточных количествах. Этот вывод (с учетом ряда факторов) вполне приемлем и для России.

Российская общественность периодически оповещается средствами массовой информации о достижениях отечественного судостроения, о приеме в состав ВМФ очередного «корабля XXI века». Но все они были спроектированы и заложены на верфях еще во времена существования СССР и только достроены. Нынешним же российским кораблестроением спроектирован и заложен на верфях Санкт-Петербурга пока только единственный боевой корабль проекта 20080, нового, ранее не имевшегося в Классификации надводных кораблей ВМФ, подкласса (или типа) «корвет».

Между тем в Советском Союзе продолжительность завершающей фазы проектирования (технический плюс рабочий проект) и постройки головного боевого корабля подклассов «крейсер» или «эсминец» (БПК) составляла, как правило, 5-6 лет. В России этот срок значительно увеличился для всех классов и типов кораблей. К примеру, подводный ракетный крейсер «Юрий Долгорукий» строится уже более 10 лет, и когда над ним взовьется Андреевский флаг - неизвестно. Причины? Последствия экономического спада в стране, развал судостроительной кооперации, отсутствие потребного финансирования.

Виктор ПАТРУШЕВ, вице-адмирал, кандидат технических наук.«Независимое военное обозрение»