Корабельная сторона
Номер от 22 апреля 2003 г.

Со стапелей – в Москву
Подводный корабль на Севмаше переоборудуется в лодку-музей для столицы

УВИДЕТЬ Москву для мальчишек нашего поколения было неотъемлемой мечтой детства и юности. Мечта эта для меня осуществилась во время трудового отпуска, когда я первый раз самостоятельно отправился в дальнюю поездку. Конечно же, был в восторге. Все казалось чудным, необычным, интересным, как в сказке. И Красная площадь, Мавзолей, воспетые в песнях метро и вздыбленные кони на площади Свердлова. Московские впечатления, усиленные неимоверным поглощением газированной воды и множеством порций самого разнообразного мороженого, надолго засели в памяти. И еще с тех пор нет-нет да и вспоминался ЦПКиО, парк культуры имени Горького, с его аттракционами, тенистыми аллеями. Кроме всего, в те годы там можно было за символическую плату окунуться в Москву-реку. У берега стоял дебаркадер, с которого был сход на плоты. Буйками огораживалось место для купания взрослых, «лягушатник» для самых маленьких. Этот дебаркадер, пришвартованный к набережной, на фоне водной глади напоминал старинный корабль. И вот теперь, спустя полвека, здесь, на месте старого дебаркадера, появится самый настоящий корабль, да еще и не простой, а подводный. Подводная лодка, которую Северный флот передал в безвозмездное пользование Москве, сейчас переоборудуется на Севмаше. В скором времени ей предстоит стать музеем.

- Лодок-музеев во всем мире насчитывается уже около семидесяти, - поясняет Юрий Григорьев, заместитель главного конструктора предприятия и главный конструктор проекта. - Но то, что делаем мы, будет отличаться от них весьма существенно. Во-первых, подводный корабль будет отстоять от берега на четыре метра, что создаст перспективу более полного обзора. Во-вторых, это не утиль, а действующая лодка. Корабли проекта 641Б несут боевую службу и поныне.

Все работы по переделке проведены с соблюдением высокой технологии, с использованием огромного опыта Севмаша, построившего сто шестьдесят один подводный корабль. На лодке нет муляжей, все системы, механизмы, аппаратура подлинные. И в то же время не забыто, что она экскурсионная, для перемещения по кораблю сделаны специальные проходы. Продвигаясь по ним, можно получить полное представление о системах и механизмах, не боясь запачкаться, зацепиться за что-нибудь. Не нужны ни комбинезоны, ни каски. Корабль имеет множество других особенностей запатентован как лодка-музей.

- Значит, лодка чисто экскурсионная?

- Я бы назвал ее многоцелевой. Кроме экскурсий на корабле можно проводить практическое обучение. Для этого в нижней части одного из отсеков предусмотрен технически оборудованный учебный класс на 39 мест. Кадеты, учащиеся техникумов, школ с морским уклоном, ребята из клубов юных моряков и даже специалисты могут получить здесь довольно обширные знания по теории корабля, по прочности и конструкции корпуса. Все это очень важно потому, что флот, несмотря ни на что, обязательно будет развиваться.

- Однако музей требует больших затрат не только на его создание, но и на содержание...

- Юрия Михайловича Лужкова давно уже считают патроном флота, одним из его шефов. Правительство Москвы согласилось на реализацию этого проекта не только ради престижа. Вложенные инвестиции, по самым скромным подсчетам, окупятся очень скоро. Музей будет ежегодно приносить около 22 миллионов рублей...

График постройки предусматривает доведение готовности лодки на стапеле до 95-98 процентов, достраиваться она уже должна в Москве, после перегона его планируется начать в начале июня, и к этому сроку лодка будет готова, - считают главный строитель корабля Александр Белых и его опытный энергичный помощник Владимир Красников.

Заказу предстоит неблизкая дорога по внутренним водным путям. Одних только шлюзов придется пройти около двадцати. Эту операцию финансируют, обеспечивают и организуют уже москвичи, а затем снова наступает работа заводчан. Нужно поставить на место рубку, выдвижные устройства, снятые на время перегона. Сейчас все это особенно беспокоит и строителей корабля, и цех-изготовитель, и руководителя проекта. Кто-то должен заранее побеспокоиться о создании там, на берегу Москвы-реки, элементарных условий для работы. Потребуется электропитание, крановое оборудование, хотя бы простые производственные времянки, камера хранения, жилье и раздевалки для рабочих. Пока этим никто не занимается.

Немало предстоит сделать и по оборудованию береговой территории самого музея. Здесь должны быть помещения для экскурсоводов, охраны, кассиров. Потребуются буфеты и туалеты, киоски для продажи книжной продукции и сувениров. Это большая часть музейного комплекса, без чего он не сможет функционировать в полную силу.

И совершенно ясно, что первоочередной задачей должно быть принятие окончательного решения о месте расположения музейного комплекса и строительство гидротехнического основания для установки лодки на грунт. Именно от этого будет зависеть и продвижение других работ. Надежда на то, что лодка-музей примет первых посетителей 5 сентября нынешнего года, в день города Москвы, пока еще сохраняется.

Беседовал Александр БУРЛОВ