Корабельная сторона
Номер от 22 апреля 2003 г.

«Я выбрал Северодвинск на жительство»
С сегодняшнего дня, 22 апреля, командует парадами и буднями Беломорской военно-морской базы контр-адмирал Олег Трегубов

КОГДА мы встретились, торжественная передача вахты на «капитанском мостике» была еще впереди. И хотя это дело, уже решенное самим президентом, спешить с поздравлениями новому командиру я не стала. И правильно сделала.

- Когда меня поздравляют с назначением, - предугадал Олег Александрович, - я говорю: наверное, вы хотели соболезнование высказать. В наше время повышению по службе может радоваться только абсолютно не умный человек.

- Это почему? - удивляюсь я такому повороту.

- Потому что к одному пункту прав добавляются пунктов десять обязанностей. Так что не о радости говорить надо, а о гордости, чести, надежде на то, что ты сможешь что-то полезное сделать.

- Хорошо, отставим в сторону парадные слова. Давайте познакомимся.

- Мне 52 года. Родился в Соломбале, но вскоре родители (отец был морским офицером) перевезли меня в Североморск. А школу я заканчивал уже в Гаджиево, потом - Ленинградское морское училище. И снова вернулся в Гаджиево, где прошел путь от лейтенанта до контр-адмирала. В общей сложности - 34 года. В 1999 году перевелся в Североморск, в штаб флота.

- Получается, что переезд в Северодвинск был связан с понижением по службе?

- Да, с незначительным: начальник штаба Беломорской базы с перспективой стать ее командиром. При условии моего согласия.

- Разве вы имели право сказать «нет»?

- Если бы это было не личным выбором, я бы не уехал из Североморска.

- Столько лет прослужить-прожить в суровых условиях и не мечтать о теплых краях...

- Я человек северный, поэтому не стремлюсь убегать отсюда.

- А может быть, потому, что вы еще человек достаточно молодой?

- Одна из героинь фильма «Москва слезам не верит» сказала: «Теперь я точно знаю, что в 40 лет жизнь только начинается». Думаю, что к 50-летнему возрасту такие слова тоже подходят. А вот в 60, когда адмиралы уходят в запас, уже сложнее что-то начинать. Так что могу сказать: я уже выбрал Северодвинск для постоянного места жительства.

- Понравился наш город?

- Пришелся он мне по душе, даже успел полюбить его. И даже стараюсь замечать его огрехи, чтобы вместе с администрацией города исправить их, сделать город чище и краше. Будем на своих территориях поддерживать чистоту. Я по жизни люблю порядок. Режет глаза, если где-то что-то не покрашено, не убрано, если улицы напоминают фронтовые дороги. Сравниваю Северодвинск с Североморском. Там больше парадности: фасады покрашены, а во дворах - беспорядок. Здесь же все наоборот.

- «Фасадный порядок» вообще военным присущ?

- Да, наведение глянца - в крови каждого военного. Чтобы все блестело: бляха, пуговица, ботинки.

- У вас блестят. Сами надраиваете пуговицы на кителе?

- Во-первых, это не китель, а тужурка. Во-вторых, пуговицы теперь изготавливают со специальным покрытием, не тускнеющим.

- За незнание «во-первых» извиняюсь. Но что непозволительно мужчине, женщине простить можно. А еще женщина никак не может удержаться от вопросов о семейном положении и свободном времени контр-адмирала.

- Женился во второй раз в 2000 году. От первого брака двое детей, сын и дочь. Они уже взрослые люди, самостоятельные. А свободного времени в текущий момент просто нет. Знакомлюсь с неизвестной структурой, ведь Беломорская база - это мини-флот. Многое нужно объездить, со многими поговорить. Личного времени хватает только на обустройство нового места.

Еще с женой осваиваем большой теннис - так что мы пока на пути к Уимблдону. Очень люблю бильярд. Играю только своим кием, никому его в руки не даю. Он у меня самодельный, не подумайте, что из-за нехватки средств.

- Пристрелянный...

- Так точно. В Гаджиево я устраивал чемпионаты города по этому виду спорта. И два раза их выигрывал. Играю примитивно, по-дилетантски, но старательно.

- А на флоте дилетанты встречаются?

- Они бывают везде, невозможно человеку выбрать профессию так, чтобы на все сто ей соответствовать.

- Как вы определяете для себя оптимальную планку карьерного роста?

- Недостаточно одного желания идти вверх, надо, чтобы душа с умом сходились.

- Олег Александрович, штатские люди говорят: новая метла по-новому метет. У военных так же?

- Человек не обезьяна, чтобы слепо повторять чужие движения. Абсолютно одинаковых людей не бывает, особенно в стиле управления. Но могу сказать точно: традиции, заложенные предыдущим командиром, очень сильные, добрые и в основе своей правильные. Знаете, с кем бы я сравнил Николая Павловича? С кулаками, которых в коллективизацию изводили. Он хороший хозяйственник и дипломат, умел работать с людьми, не повышая голоса. Отличный аналитик. За то время, которое проработал с ним рядом, ни одной ошибки не заметил.

- Зато сколько их сделано по отношению к армии и флоту государственными мужами! Как вы думаете, события в Ираке подтолкнут руководство страны задуматься над обороноспособностью России?

- Обязательно, они заставят «светлые» головы повернуться к проблемам армии и флота. Главком Военно-Морского Флота во время недавнего визита о том же говорил. Что если сейчас не заняться серьезно этой проблемой, то лет через семь Россия может оказаться в положении Ирака. Америка развеяла миф о значимости Совета безопасности как гаранта мира.

- Расшифруйте, пожалуйста, наградные планки на вашей тужурке.

- Если коротко: два ордена и медали.

- А если поподробнее?

- Орден Красной Звезды получил, будучи командиром подлодки, за дальний поход. Второй, «За боевые заслуги», - когда командовал дивизией.

- Дальних походов было много?

- Двадцать. В общей сложности в подводном положении провел примерно пять лет. Последний раз ходил в Англию на столетие ее подводного флота. Это был мой первый и единственный поход на дизельной лодке. Представили Россию достойно. А так всё, что строил Севмаш, на себе испытал, а потом приводил для ремонта на «Звездочку». Так что все лодки, что стоят здесь, и их экипажи мне знакомы. И с каждой связаны свои воспоминания.

- Опасные для жизни моменты - в их числе?

- Было и такое, но рассказывать об этом нельзя.

Беседовала Ольга ЛАРИОНОВА