Корабельная сторона
Номер от 15 апреля 2003 г.

Ожесточенные бои в Среднеземье
Смотрим «Властелина колец»

ЧЕРНЫЙ всадник, пересевший с коня на крылатого динозавра; циклопические ворота страны Мордор, которые открывают огромные тролли; дерево с глазами и ногами, а на самом деле не дерево, но энт, пастух деревьев, - все это вторая часть трилогии «Властелин колец», фильм «Две крепости». Американский режиссер Питер Джексон вместе с массой помощников-художников продолжает иллюстрировать эпопею Толкиена, иногда, впрочем, ее подправляя.

В эти дни фильм «Две крепости» - в афише кинотеатра «Сириус». Просмотр внушает уважение, ведь сколько вопросов пришлось разрешить иллюстраторам! Как выглядит это? на что похоже то?.. Скажем, какова из себя столица королевства Рохан? Да это всего-навсего полсотни домиков с соломенными крышами, построенных вокруг замка. Королевство Рохан не более чем одно из княжеств эпохи феодальной раздробленности. По-моему, очень верная, удачная догадка. А вот другая - о внешности Черной крепости. В описании Толкиена она укрыта «облаками мрака», в разрывах которых можно увидеть высоченную башню с окном, откуда глядит недреманное око Саурона. В фильме вместо этого поэтического тумана вполне материальные бастионы и башни, и на самой высокой помещено Око - этакий физический прибор. По-моему, смешно получилось...

На фоне материализованной толкиеновской географии идут своими путями герои ленты. Однако путь для Толкиена - это прежде всего духовное путешествие. Оно ведет к преображению: Гэндальфа, Арагорна, Фродо и Сэма. В фильме «Две крепости» преображается Гэндальф: актера Йена Маккеллена переодевают в снежно-белое, от него теперь исходит сияние, и ему не поручают больше комические сценки. Другие преображения - в завершающей части трилогии, но, по идее, им уже сейчас должно проклевываться, проявляться в первых признаках. Не проявляются. Большое разочарование - игра Элайи Вуда в роли Фродо, хранителя Кольца. В первой серии он показал нам испуганного, попавшего в переделку мальчика. То же самое во второй серии. Фродо не становится мудрее, просветленнее, значительнее; его путь - это только приключения.

С не очень выразительными живыми актерами успешно конкурирует компьютерный артист: роль Горлума-Смеагорла смоделирована. У него до жути огромные глаза, голый череп и тело узника концлагеря и вдобавок раздвоение личности. Скалящийся Горлум, порождение Кольца, борется со Смеагорлом, привязавшимся к Фродо.

Как ни странно это прозвучит, главное для Толкиена, а именно история Фродо, совсем не главное в «Двух крепостях». Здесь на первом плане боестолкновения. Центральный эпизод фильма - осада Хельмских пещер. Она изображена весьма подробно и эффектно: тут и стаи стрел, и таран, атаки и контратаки, и под конец сияющий Гэндальф на белом коне. Массовые сцены, спецэффекты, а также пейзажи Новой Зеландии - несомненные плюсы картины.

Кроме этого, заядлые толкиенисты могут утешиться тем, что фильму не удалось затенить книгу Мастера.

Андрей НЕФЕДОВ