Корабельная сторона
Номер от 15 апреля 2003 г.

Как Степаныч с КГБ бодался
Юбилей цеха №22 всколыхнул историю сорокалетней давности

В конце марта на «Звездочке», в цехе №22 (сейчас его называют доко-водо-такелажным), отмечали юбилей, 40 лет со дня открытия. Собрались ветераны производства - такелажники, работники докового участка, контрольно-дозиметрического пункта плавучастка, крановщики, плавсостав. Те, кому к 70-ти и старше, для кого лучшие годы жизни прошли в этом цехе.

РУДОВУЮ гвардию с почестями разместили в просторной столовой у проходной завода, вручили юбилейные вымпелы, буклетики. Было общее фото на память и, конечно, праздничные речи. Выступал бывший начальник цеха Геннадий Дмитриевич Шайтанов и нынешний - Николай Васильевич Жарихин, председатель совета ветеранов, профсоюзные активисты.

В каждом коллективе, проверенном временем и спаянном общим делом, есть свои традиции. Вот и здесь своя «изюминка» - гимн, который сочинила работница цеха Галина Сергеевна Глебова (она давно уже Пономарева и в Северодвинске не живет). В написанных от души строках есть и про капитанов буксиров, про «сильные руки надежных кранов-великанов», про отряд такелажников, что будто «саперы, отважны, толковы», и про трансбордер, который не подводит - «заказ переставит, на стапель поставит». Этот гимн снова пели хором и невольно смахивали набежавшие слезинки, вспоминая свою молодость. А когда после традиционной рюмочки да обильной закуски пустились в пляс под неустанные «кнопочки баянные», то едва ли не всем показалось, что годы их не берут. Ни мужчин, ни женщин из 22-го. Правда, кое-кто поворчал, мол, нечего буги-вуги крутить, заводите наш танец, вальс. Завели, уважили. К концу вечера празднующий коллектив развезли на автобусе по домам. Словом, юбилейным днем рождения все остались довольны.

В разгар встречи подсчитали, что танкеру «Осетия», где хранят технологическую воду, в эти дни тоже сорок лет исполнилось. Танкер и сейчас в строю. А вот историю первых месяцев его жизни напомнил бывший докмейстер «Звездочки» Алексей Степанович Коротовский. В 1963 году осенью он приехал на Ярославский судостроительный завод принимать новострой.

Перегонять «Осетию» (тогда она имела прозаическое название - заказ №601) в Северодвинск можно было только водным путем. Планировали вести вместе с подводными лодками, которые строили на «Сормово». Однако через Волго-Балтийский канал «хода» не было. Сильным паводком нарушило нижние шлюзы, и они требовали солидного ремонта. Оставалось одно: зимовать в Ярославле. Но завод решительно отказался ставить на хранение танкер на своей территории. Коротовскому, у которого на руках был подписанный акт приемки, сказали «до свидания» и указали на выход. В принципе, руководство право. Но что делать нашему северному мужику с «белым пароходом»?

Связался по телефону с директором Просянкиным. Григорий Лазаревич наказал искать хозяина, который пристроил бы судно на зиму.

Легко сказать: ищи. Обошел Алексей Степанович все заводы, ДОСААФ, райкомы. Там в его положение входили, но помочь отказывались. Обратился к старожилам. Кто-то и подсказал: мол, иди в пожарную охрану. И действительно, удалось договориться. Люди там работали по сменам и в свободное время согласились охранять «чужака». Место ему отвели в черте города, где река Которосль впадает в Волгу, тут пляж, лед в устье не заходит. Буксиром притащили сюда танкер. На берегу поставили теплушки, соорудили для сторожей печку, завезли дрова. Пожарные несли свою вахту добросовестно. Да и то сказать, не бесплатно. По согласованию с руководством «Звездочки» их оформили рабочими завода (их паспорта переправляли в Северодвинск) на время стоянки заказа №601.

Казалось бы, проблема решена, можно вздохнуть и возвращаться домой. Не тут-то было. Вызывают Коротовского к секретарю Ярославского ССЗ, а та протягивает ему бумагу с адресом, дескать, явиться туда-то в такое-то время.

Куда? Зачем? Но пошел. Дом высокий, на двери табличка: «Комитет госбезопасности». Не захочешь, а задрожишь. В приемной сказали: вас ждут. Разделся. Вошел.

В кабинете, видно, начальство - сплошь с большими звездами. Взяли Степаныча в оборот. Мы наш завод, говорят, держим в таком же секрете, как и вы свой северодвинский. У нас, мол, тоже стратегический объект, ракетные катера строим. А вы... Хоть бы согласовали! Куда поставили свой танкер? Аккурат напротив ярославского Кремля, а туда туристы иностранные приезжают. Увидят судно, будут интересоваться, что и где... В общем, говорят, мы предлагаем вам его оттуда убрать.

Коротовский руками разводит: куда его убирать, целый месяц весь город прочесывал, нигде места нет.

Не знаем, говорят, ничего, ищите.

И зачем такая перестраховка, что уж секретного в новом танкере? Ну не будешь же выступать, время такое. Вон он, докмейстер, в цехе командует по «матюгальнику», и не дай бог подводную лодку лодкой назвать, только «заказом». Иначе выговор, и то в лучшем случае. Ладно, не про то сейчас рассказ.

Звонит Просянкину. Директор ему: поезжай в Москву. Вечерней электричкой заводчанин выехал в столицу. А утром отправился в свой главк, 4-е управление. Просянкин там уже ситуацию обрисовал. Вместе с товарищем из управления предстали перед комитетчиками. И снова выговор: почему-де москвичи не подсказали, что ярославский завод - режимное предприятие. Давайте искать варианты, как быстрее отправить судно по назначению, а прежде - куда его переставить.

А вариантов-то всего раз-два, да и ледостав на носу. Перегонять по Волго-Дону вокруг Европы - дело дорогостоящее. Может, найти место в Череповце, там акватория большая, кто-нибудь приютит. Может, перегонять через старую Мариинскую систему - через Сухону, Шексну, Малую Двинку в Двину? Но гнать одно судно - слишком дорогая затея. Тем более надо сплавляться на гребне паводка с большой водой, задействовав при этом авиацию. Словом, ломали головы, ломали... Два дня в Москве прошли, вернулся Коротовский в Ярославль. Опять на связи с директором. Хорошо, на местном заводе ему разрешили звонить на «Звездочку» каждый день в любое время с 16 до 20 часов. Просянкин тоже с управлением созванивался, вопрос решал. В конце концов согласились все, что выход только один: оставить танкер до весны на виду, у Кремля. Авось не рассекретят. И чины из ярославского КГБ тоже с этим согласились.

Весной же восстановили нижние шлюзы на Волго-Балте. Танкер под руководством капитан-механика Валентина Дмитриевича Неманова (верой и правдой прослужившего на нем четверть века) подготовили к походу, и в летнюю навигацию, в июне 1964 года, №601 притащили в Северодвинск.

По прошествии времени даже удивительно: а из-за чего весь сыр-бор устроили? Но секреты есть секреты, хотя крови они немало людям попортили.

Ирина БЫКОВСКАЯ