Корабельная сторона
Номер от 15 апреля 2003 г.

Нефтяная угроза Русскому Северу
В конце прошлого года Минтранс издал распоряжение о создании подразделения

для ликвидации разливов нефтепродуктов в порту Архангельск

В начале этого года спецподразделение, созданное Северным морским пароходством, запаслось всей необходимой техникой и приступило к работе. В Архангельске оно создано впервые. О задачах подразделения рассказывает его руководитель, начальник экспедиционного отряда АС ПТР ОАО «СМП» Алексей Гуреев.

ПОЧЕМУ Минтранс создал ваше подразделение? Разве ликвидация аварий находится не в ведении МЧС?

- Потому что есть разделение труда: за ликвидацию нефтепродуктов в море отвечает Минтранс, на берегу и во внутренних водоемах - МЧС.

- А инициатива создания подразделения исходила тоже из министерства?

- Нет, инициатива местная. Еще в январе 2002 года в то время исполняющий обязанности главы администрации Архангельской области Петр Орлов обратился в Министерство транспорта России с просьбой создать в Архангельске подразделение, которое занималось бы ликвидацией разливов нефтепродуктов. К тому времени ответственность за этот процесс в Белом море была возложена на Мурманское бассейновое аварийно-спасательное управление, то есть от момента разлива до прибытия спасателей должно было пройти двое суток, а значит, непоправимый вред окружающей среде был бы нанесен наверняка.

Что и случилось, например, 23 сентября 2001 года. Тогда в результате посадки на мель портово-транспортного судна «Ластола» была загрязнена нефтепродуктами акватория площадью 2,4 на 0,5 километра и нанесен ущерб флоре и фауне побережья Белого моря у деревни Летний Наволок. Кроме этого, были случаи, когда танкеры садились на мель или касались грунта, что могло обернуться разливом нефтепродуктов. Только во время этой зимней навигации было два касания грунта танкерами на нефтебазе, а сколько случаев не прошло регистрацию.

Вот свежий пример: на днях поступила заявка от Архангельской гидробазы на водолазный осмотр гидрографического судна «Алексей Марышев». Водолаз спустился под воду и тут же вышел: на поверхности нефтяная пленка толщиной 4 см. Не важно, откуда она. Важно ее быстро убрать, чтобы вся эта грязь не повредила Северной Двине.

- А что мешало обезопасить акваторию порта и Белое море от разливов нефтепродуктов раньше?

- В России достаточно нормативной базы для недопущения экологических катастроф в результате разлива нефтепродуктов, причем создавалась она начиная с 1984 года. Основной документ, действующий сейчас, - это Конвенция по морскому праву, которая обязывает государство флага обеспечивать соответствующую законодательную базу внутри страны. Кроме того, есть Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним (1990 год). Эти документы касаются разных объектов, как находящихся в море, так и находящихся на берегу. На их основе в России принят закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», который обязывает предприятия заключать договоры с профессиональным аварийно-спасательным формированием, занимающимся ликвидацией разливов нефтепродуктов.

В Архангельской области около тысячи потенциально опасных предприятий. Мы предложили некоторым заключить с нами договор. Однако от наших услуг отказалась Морская администрация порта Архангельск, которая, кстати, согласно распоряжению Минтранса обязана заключить договор на обеспечение готовности по ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов, а также судоремонтный завод «Красная кузница», Архангельская ТЭЦ. Остальные - «Роснефть», «ЛУКОЙЛ-Север-нефтепродукт», Архангельская нефтебаза - пока свое мнение не высказали. Надеемся, что эти предприятия отнесутся к делу ответственнее.

- А почему потенциально опасные предприятия не создают свои чрезвычайные службы?

- Второй пункт упомянутого мной российского закона как раз об этом и говорит. Предприятие имеет право на создание собственной службы, но эта служба должна быть профессиональной и технически оснащенной. В России установлен норматив, согласно которому такая служба должна иметь столько оборудования, чтобы ликвидировать полуторатысячный разлив нефтепродуктов, плюс объем двух танков танкера - 6 тысяч тонн. Это объем так называемого первого броска, мы для него технику имеем и можем работать уже с начала этого года. Кроме того, наше предприятие входит в общую схему ликвидации подобных ЧП в масштабах страны.

- Что значит «входит в схему»?

- Это дает право доступа ко всем уровням спасательных работ, в том числе общероссийских и международных служб, посредством межправительственного соглашения. Объясняю популярно. К первому уровню относится наша служба, ко второму - регионально-бассейновые службы. На нашем бассейне это Мурманское государственное аварийно-спасательное управление. То есть если у нас вдруг случится разлив нефтепродуктов, с которым своими силами мы справиться не сможем, будем привлекать мурманчан. А если и они не справятся, то это уже третий уровень ЧП. Тогда мы имеем возможность, благодаря межправительственному соглашению, привлечь норвежских специалистов или российские службы - из Петербурга, с Черного моря, Дальнего Востока. Но чтобы рассчитывать на эту помощь, надо заключать договоры на вхождение во второй и третий уровни, а это возможно лишь в случае попадания в бассейновый план ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов в западном секторе Арктики.

То есть если организация создает свою службу, она должна войти в этот план. В него сейчас входят и администрация Архангельской области, и СМП, и главное управление по делам ГО и ЧС Архангельской области, и АО «Архгеолдобыча», ряд мурманских предприятий, Северо-Западный региональный центр МЧС РФ. Эти организации максимально помогают друг другу в случае ЧП. Кроме того, этот план включает в себя такие уникальные моменты, как оценки возможной интенсивности поражения участков береговой зоны при разливе нефти в разные времена года, карты экологической чувствительности Баренцева, Белого, Печорского морей, даже алгоритм принятия решения по ликвидации разлива нефти. На основе регионального плана должны разрабатываться местные планы, особенно в потенциально опасных зонах, на потенциально опасных объектах.

- А существуют критерии опасности?

- Они указаны в законе «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Чтобы быть потенциально опасным, предприятию, судну достаточно иметь 200 тонн нефтепродуктов.

- Тогда почему у нас такое несерьезное ко всему отношение? У нас ведь и нефтяные месторождения под боком, и танкеры в архангельский порт зачастили...

- А потому, что русские люди живут по принципу «если произойдет», в отличие от зарубежных развитых стран, где бытует принцип «когда произойдет». Там заранее готовятся к возможным техногенным авариям.

Недавний случай на Архангельской гидробазе показал, что ни одна служба города не готова к борьбе с такой аварией. И это после всех выступлений, совещаний в различных структурах нашего региона! Когда мы сообщили о случившемся на гидробазе в МЧС, там сказали: «Это не наше дело». А Морская администрация порта Архангельск (МАПА), отвечающая за все, что происходит в акватории порта, узнала о разливе последней. Наше подразделение морской аварийно-спасательной службы самостоятельно выехало на место аварии, чтобы собирать разлившиеся нефтепродукты, несмотря на то что ни гидробаза, ни МАПА до сих пор не заключили договор с нашим морским спецподразделением. Хотя - нет худа без добра! - мы показали на деле, что наше подразделение существует, оно способно быстро и качественно работать, в том числе и в зимних условиях.

...Северная Двина кормила поморов тысячи лет. Хотелось бы, чтобы она это делала и в ближайшие десятилетия. Однако, к сожалению, мы не видим такого же стремления у руководителей наших потенциально опасных, в плане загрязнения водоемов нефтепродуктами, предприятий.

Подготовила Светлана БОГОВАЯ, ИА «Росбалт»