Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 28 марта 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 15 апреля 2003 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 15 апреля 2003 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Откровения опального менеджера

Версия для печатиОтправить статью другу
«ЛУКОЙЛ» слишком часто пренебрегал стратегическими проектами...

Более полугода назад руководство нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» без каких-либо объяснений предложило оставить занимаемую должность генеральному директору своей дочерней компании «ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер» (ЛАТ) Николаю Куликову. Этот менеджер стоял у истоков первой в России арктической танкерной компании и сумел организовать строительство 10 танкеров ледового класса.

БЛАГОДАРЯ новому, современному флоту Россия за 2-3 года вернула себе утраченные позиции в нефтеналивных перевозках на трассе Северного морского пути, вытеснив иностранных конкурентов из Арктики. Последние два года танкеры ЛАТ полностью закрывают потребности Севера России в обеспечении нефтепродуктами. Кроме того, Николай Куликов стоял и у истоков создания первого в стране арктического подводного перегрузочного терминала на Варандее, без которого нефть прибрежных месторождений Тимано-Печорской провинции просто бы не имела выхода на мировой рынок... На фоне предыдущей деятельности Куликова в «ЛУКОЙЛе» его отставка выглядела более чем странно.

- На протяжении последних лет за вами прочно утвердилась репутация одного из ведущих топ-менеджеров «ЛУКОЙЛа». И вдруг вам предложили уйти. Каковы основания для отставки?

- Хочу сразу уточнить. Я никогда не считал себя и не был топ-менеджером «ЛУКОЙЛа». Но на заданный вопрос постараюсь ответить. Думаю, в какой-то момент некоторым людям показалось, что, отстранив меня от должности, они смогут управлять компанией. Это как раз тот случай, когда можно сказать: зависть побеждает здравый смысл. Был сфабрикован непонятный донос, в результате которого и было принято решение о моей отставке. Но когда эти люди добились своей цели, стало понятно, что они преувеличили свои реальные возможности и, видимо, испугались ответственности и масштабности предстоящей работы.

- Поясните, пожалуйста, как создавалась компания «ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкер», ведь именно с нею во многом связываются претензии и обвинения, выдвигаемые «ЛУКОЙЛом» в ваш адрес?

- Вокруг этого тоже имеется немало домыслов и искажений фактов. Начать с того, что компанию по транспортировке нефти создавал не «ЛУКОЙЛ», а я и мои соратники. В 1998 году у «ЛУКОЙЛа» было лишь 40 процентов акций «ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкера». Поэтому вряд ли можно назвать состоятельными любые обвинения со стороны «ЛУКОЙЛа» руководству ЛАТ в незаконных действиях, ведь компания принадлежала ему лишь отчасти. Располагая контрольным пакетом акций, мы имели полное право строить свою собственную хозяйственную политику в части покупки каких-либо активов. Лишь спустя некоторое время лично Вагит Алекперов убедил меня продать «ЛУКОЙЛу» остальные 60 процентов акций ЛАТ по смешной номинальной цене - за 60 тысяч рублей.

И все же десять новейших танкеров мы построили. Именно при мне компания была сертифицирована на соответствие международным требованиям по мировым стандартам бизнеса и судоходства. Благодаря усилиям моей команды «ЛУКОЙЛ» имеет сегодня самый современный танкерный флот в России. Сейчас, когда старые нефтеналивные суда по ужесточившимся экологическим требованиям во всем мире ставят на прикол, танкеры ЛАТ уверенно проходят веттинг-контроль на терминалах крупнейших нефтяных компаний мира. Во всех интервью «ЛУКОЙЛ» гордится этим. Что ж, флот построен вовремя, и он востребован.

- Николай Владимирович, Мурманское морское пароходство, а затем Северное морское и Северное речное пароходства еще недавно воспринимались как компании, участвовавшие в реализации стратегических целей «ЛУКОЙЛа» на Севере. А сейчас говорят, что они принадлежат вам. Это так?

- Давайте сразу расставим все точки над i. «ЛУКОЙЛ» не имеет никакого отношения к покупке Мурманского и Северного морских пароходств. К слову, в интервью газете «Ведомости» Вагит Алекперов сам назвал это приобретение моим частным проектом. Да иначе и быть не могло! В ситуации 1998-1999 годов у «ЛУКОЙЛа» хватало своей головной боли: на его деятельности ощутимо сказывались низкие цены на нефть, до $9 за баррель; ударил по компании и экономический кризис в стране. В такой ситуации ожидать от нее денег на приобретение Мурманского морского пароходства было очень сложно. Кредит на покупку был взят нами в иностранном банке. А когда приобретались акции Северного морского пароходства, за деньгами обратились в один из российских банков. За все время работы в «ЛУКОЙЛ-Арктик-Танкере» ни ко мне, ни к моим бывшим заместителям никто и никогда не подходил и не предлагал выкупить, передать, подарить или даже подержать в руках акции пароходств. Поэтому слухи о том, что они принадлежат «ЛУКОЙЛу», мне непонятны.

- Но зато теперь вы можете по праву гордиться тем, что удалось создать мощный транспортный морской холдинг, от которого зависит развитие ключевого для России арктического региона.

- Не ради того, чтобы гордиться, создавался этот холдинг. Приобретая контрольные пакеты акций Мурманского и Северного морских пароходств, мы как раз исходили из того очевидного факта, что это сильные самостоятельные компании, а уникальный опыт работы их специалистов был востребован уже на стадии формирования технического задания, а затем и при проектировании, строительстве и эксплуатации в Арктике танкеров ЛАТ.

- Николай Владимирович, проясните, пожалуйста, ситуацию с Варандеем, точнее, с арктическим подводным перегрузочным терминалом. Кто его строил, на какие средства, кто сейчас им владеет и какова его роль и значение в освоении месторождений нефти Тимано-Печоры?

- Проект арктического подводного перегрузочного терминала (АППТ) рождался сложно. «ЛУКОЙЛ» никогда открыто его не поддерживал. Компания вообще слишком часто пренебрегала стратегически важными проектами. И тут никто не верил, что вообще можно решить проблему круглогодичного вывоза нефти в ледовых условиях Арктики. В то же время не было и явных противников, ведь идея проекта объективно способствовала укреплению позиций «ЛУКОЙЛа» в регионе. Поэтому мы работали с Мурманским морским пароходством, которое и несло все расходы. Более того, система деятельности была построена таким образом, чтобы именно оно отвечало за все возможные риски, в первую очередь экологические, и они никоим образом не бросили бы тень на репутацию «ЛУКОЙЛа» и не повлияли бы на его капитализацию.

Сегодня Варандейский АППТ - это единственный в мире запатентованный и экологически безопасный терминал для круглогодичной работы в Арктике. Через него уже постоянно отгружается нефть на танкеры для вывоза на экспорт. Не был бы создан этот терминал, неизвестно, чем бы завершилось судебное разбирательство, начатое по представлению администрации Ненецкого АО, ставившей вопрос об отзыве лицензий на разработку трех месторождений нефти Тимано-Печоры, выданных ОАО «Архангельскгеолдобыча» (АГД), по причине того, что ее невозможно будет вывозить после добычи. Мне пришлось организовывать защиту интересов ОАО «Архангельскгеолдобыча» в суде, хотя этим, по идее, должны были бы заниматься юристы «ЛУКОЙЛа», но там, похоже, просто смирились с потерей лицензий. Суд АГД выиграла.

Поэтому когда в прессе разносят досужие домыслы о том, что, мол, Куликов обязан вернуть «ЛУКОЙЛу» какие-то деньги, еще вопрос: кто кому должен? Любой нефтяник скажет, какие колоссальные деньги могла потерять «Архангельскгеолдобыча», дочерняя компания «ЛУКОЙЛа», лишившись лицензий на разработку месторождений, ведь вопрос прироста запасов сырья - ключевой для добывающей компании. Кстати, суммы несравнимы с размерами мифологических финансовых претензий, которые пытаются мне предъявлять.

Беседовал Александр ГЛУШКОВ, «Полярная правда»



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта


  




Комментарии:


Содержание номера

Культура   Ожесточенные бои в Среднеземье  |  «Хочу поиграть электронную музыку»  |
Экономика   Чисто по лицензии,  |  После мойвенной путины - на путассу  |  Очень дорогая тара  |   Откровения опального менеджера  |
Мир   Новости из портов  |  Информация с верфей  |  Китай стремится в океан  |
Северодвинск   Как Степаныч с КГБ бодался  |  Нефтяная угроза Русскому Северу  |  Нефтяная лихорадка  |  Ченслеры XXI века  |  Асы подводных атомоходов  |  Не задержать ходовые испытания  |  Главком ВМФ посетил верфи ГРЦАС  |
Россия   Североморские приоритеты  |  На морских широтах  |
Общество   В погоню на «Буране»  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Апрель 2003
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com