Корабельная сторона
Номер от 15 апреля 2003 г.

Чисто по лицензии,
или Фемида с заЛОМленными руками

В бытность моей службы на флоте, когда только-только наш корабль прибыл из Североморска в Северодвинск, на Севмаш, произошел показательный случай. Познакомился я в баре с ребятами, слово за слово, узнали они, что я военный, после чего один из них предложил «сотрудничество».

РАДУЖНАЯ пленка с глаз начала спадать, когда в последующем я обратил внимание на ларьки, в которых в открытую занимались скупкой драгметаллов. Впрочем, прозрение наступило не только у меня: недолго экипаж оставался в счастливом неведении о деятельности «ломовиков». Вскрытия постов и хищения материальной части стали регулярными. Суммы ущерба, нанесенного государству, раз за разом возрастали, масштабы украденного тоже.

Прошло четыре года. Эксперимента ради подошел я к ближайшему от моего дома ларьку и попросил прайс. Небритый мужик с наколкой на руке «За ВМФ» любезно его предоставил. Снова вижу наименования изделий и их стоимость в у.е. и рублях. Получить какие-то конкретные сведения о происходящем мне помог начальник ОБЭП УВД Георгий Бизюков. Вкратце суть его ответов сводилась к следующему: да, действительно, люди, которые скупают драгметалл, преступления не совершают. Вчерашние «частники» стали юридическими лицами. Следовательно, покупая лицензию на скупку драгметалла, они платят налог с оборота и, как подразумевалось, ведут честный бизнес.

На первый взгляд, и овцы целы, и волки сыты. Что же меняется по сути? Об этом мы разговаривали и с начальником ОБЭП 4-го отдела УВД Архангельской области Владимиром Ханых.

- Владимир Владимирович, а может быть, все-таки взять да закрыть ларьки?

- Такая попытка уже была предпринята четыре года назад. С предложением закрыть ларьки выходила городская прокуратура, и на месяц их закрывали. Потом, правда, суд данное решение отменил.

- Есть ли уверенность, что, когда придут на ремонт новые корабли, опять не будет пика? Какие меры предпринимаются вами, заводской охраной для предотвращения преступлений?

- Руководители предприятий сейчас вышли с предложением, чтобы предприятием производилась приемка корабля (лодки) на предмет наличия материальных ценностей. На проходных, в цехах устанавливаются видеокамеры. По каждому выявленному случаю хищения проводится расследование. Хотя, конечно, сложно говорить о профилактике преступлений, имея в штате 11 оперативных работников почти на 50 тысяч работников.

- Но вам ведь помогают в работе и военная контрразведка, и другие подразделения милиции?

- Показателен последний случай: в Москву с завода было вывезено 4 тонны титана на сумму 4 миллиона рублей. Как груз был провезен через посты? Ведь у нас только одна дорога, через Рикасиху. За четыре года моей работы звонок с постов поступил только один, а ведь известно, что машины с металлом идут на Москву минимум раз в неделю.

Какие-то ответы на вопросы, собственно, лежат на поверхности. Да, необходимо поднять заработную плату заводчанам, милиционерам, поднять общий уровень жизни населения, чтобы люди не зарились на то, что им не принадлежит. А до тех пор, выходит, мы будем повторять вслед за Карамзиным: «Воруют!..»

Роман КОТЛЯРОВ