Корабельная сторона
Номер от 8 апреля 2003 г.

Китай стремится в океан
К 2025 году руководство страны решило создать мощные военно-морские силы

Поставив перед собой задачу построения «сильного современного социалистического государства» и осознав растущее значение морской деятельности для экономического развития, руководство Китая считает необходимым превращение страны в «морскую державу». В осуществлении этих планов принимает участие и Севмашпредприятие.

В КАЧЕСТВЕ основного момента, определяющего приобретение этого державного статуса, названо создание так называемого флота открытого моря, способного осуществлять «проекцию силы» на всю акваторию Мирового океана. В соответствии с этим был разработан долгосрочный план модернизации ВМС НОАК. В результате реализации его первого этапа (до 2000 года) они приобрели возможность установления контроля над оспариваемыми Пекином территориями в пределах «первой линии островов» (Филиппинские острова и остров Рюкю), включающей акваторию Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. На следующем этапе (до 2020-2025 годов) планируется усилить ВМС таким образом, чтобы они могли осуществлять активные действия в пределах зоны, ограниченной «второй цепью островов» (Курильские острова, остров Хоккайдо, острова Нампо, Марианские, Каролинские и остров Новая Гвинея) и включающей акватории Японского и Филиппинского морей, а также морей Индонезийского архипелага.

На третьем этапе (до 2050 года) военно-политическое руководство КНР планирует создать океанский флот, зона действий которого будет простираться вплоть до острова Гуам - так называемая «третья линия островов».

Очевидно, что решение стоящих перед ВМС задач в современных условиях невозможно без наличия в их составе современных боевых кораблей, и в первую очередь авианесущих.

Авианосные силы

Создание авианосных сил предполагается начать со строительства авианесущего корабля, на основе которого будет сформирована боевая группировка, «сбалансированная в трех измерениях силы» - воздушной, надводной и подводной. На ее примере военное командование планирует отработать принципы построения таких соединений, а также формы и способы их применения.

В 1992 году был одобрен план разработки и строительства авианесущего корабля. План обсуждался во всех эшелонах власти, и в 1993 году руководящие лица ВМС Китая публично озвучили намерение Китая начать разработку и строительство корабля такого класса. В январе 1996 года политическое руководство КНР приняло решение об ускорении программы создания авианосца и выделило на эти цели несколько миллиардов долларов. Однако отсутствие опыта проектирования, постройки и эксплуатации таких кораблей, технологических наработок в области создания катапульт, аэрофинишеров, самолетов с укороченным взлетом и посадкой и т.п. существенно замедлило ход выполнения данной программы и сделало практически невозможным соблюдение запланированного срока (2000 год) спуска головного корабля серии на воду. Поэтому было принято решение о реализации программы в два этапа.

На первом этапе для ускорения проектировочных работ и изучения зарубежного опыта в этой области Китай осуществил закупку нескольких авианосцев, выведенных из боевого состава флотов различных стран. Первым авианосцем, который был куплен китайцами в виде металлолома за 1,4 млн долл. в 1994 году, стал австралийский «Мельбурн». Он был отбуксирован в Южный Китай и разделан на металлолом, а его части активно использовались техническими специалистами для изучения особенностей строения.

В 1997 году за 5 млн долл. был приобретен тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Минск». После 18 месяцев ремонта корабль превращен в аттракцион под названием «Минск Уорлд» и поставлен на якоря в бухте недалеко от специальной экономической зоны Шэньчжэнь. Следующим, примерно за 8,4 млн долл., был приобретен ТАВКР «Киев». В 2000 году корабль отбуксировали в порт Тянцзинь, и после продолжительного ремонта он также будет использован в туристическом бизнесе, подобно ТАВКР «Минск». В 1998 году на Украине за 20 млн долл. был куплен недостроенный авианосец «Варяг» (объем выполненных работ 70%). В 2001-2002 годах его отбуксировали в Китай, после продолжительного ремонта на судостроительном заводе в Шанхае его тоже будут использовать в туристическом бизнесе.

Второй этап предусматривает осуществление строительства авианосца водоизмещением 40-60 тысяч тонн.

Результатом проектировочных работ стала закладка в 1999 году авианесущего корабля собственной конструкции (проект 9935) на Шанхайском судостроительном заводе. Водоизмещение строящегося корабля составит примерно 48 тысяч тонн. На авианосце, по всей видимости, будет размещаться группа из 30-40 боевых самолетов, основу которой должны составить закупленные в России Су-ЗО МКК. По имеющимся данным, корабль также будет оснащен устройствами вертикального пуска зенитных и противокорабельных ракет. По классификации НАТО такой корабль не является авианосцем в чистом виде, а относится к тяжелым авианосным крейсерам. Для обеспечения базирования кораблей такого класса ведется реконструкция военно-морских баз в Даляне, Шанхае, Чжаньцзяне.

Принимая во внимание, что закладка корабля состоялась в 1999-м, ввод его в боевой состав можно ожидать к 2006 году. Формирование всей авианосной группы может занять еще 3-4 года.

Учитывая мировой опыт создания авианосных групп, можно также предположить, что в ближайшие годы начнется строительство нового для ВМС Китая класса кораблей - крейсера, водоизмещение которого составит примерно 10 тыс. тонн. При этом не исключено, что корабль такого класса может быть сначала приобретен за рубежом (возможно, это будет ракетный крейсер «Украина» (готовность 93%), строящийся в Николаеве для ВМС Украины), а затем будет создан корабль собственного проекта с учетом конструкции и опыта эксплуатации существующего образца.

Подводный флот

Наряду со строительством авианосных сил задача наращивания «потенциала проекции силы и боевой мощи ВМС» будет также решаться и за счет развития подводного флота и достижения превосходства над соседними странами Юго-Восточной Азии, которые не обладают современными противолодочными средствами. При этом ракетный ядерный подводный флот рассматривается ВПР Китая как одно из наиболее надежных средств сдерживания и нанесения ответного удара. В соответствии с этими взглядами планы модернизации подводного флота сосредоточены на строительстве как новых ядерных, так и дизельных ударных лодок.

В настоящее время стратегическая составляющая ВМС Китая представлена одной ПЛАРБ «Ся» (проект 092), способной нести 12 твердотопливных БРПЛ «Цзюйлан-1» с максимальной дальностью стрельбы 2400 км. Технические решения и технологии, апробированные в ходе проведения натурных испытаний и контрольных стрельб на данной ПЛ, были использованы при создании ПЛАРБ второго поколения. Новая ПЛАРБ будет оснащена 16 БРПЛ ZL-2 с максимальной дальностью стрельбы 8000 км. Строительство новой ПЛАРБ начато в конце 2001 года на верфи в Бохаи, а спуск ее на воду ожидается в 2004-2005 годах. К 2010 году в составе ВМС КНР может быть три ПЛАРБ нового типа, что позволит организовать их постоянное боевое дежурство в районах, расположенных в западной части Тихого океана, включая Филиппинское море. Находясь в районах боевого дежурства, эти ПЛАРБ имеют возможность поражения практически любых целей на территории США и РФ.

Основу нестратегического компонента атомного подводного флота КНР в настоящее время составляют многоцелевые атомные подводные лодки типа «Хань», построенные в 70-80-е годы. Для замены этих подлодок в КНР в настоящее время разрабатывается ПЛА второго поколения. Помимо торпед в состав вооружения этой ПЛА будут входить новые ПКР с подводным стартом, созданные на базе ракеты С-801. По своим ТТХ и архитектуре новая ПЛА ВМС КНР будет сравнима с российской ПЛА второго поколения (по классификации НАТО - «Виктор-3»). Строительство новой ПЛА начато в конце 2001 года на верфи в Бохаи, а в боевой состав флота первая ПЛА серии из 10 единиц войдет в конце 2004-го, и возможно, что уже к 2010 году в составе ВМС КНР будет порядка четырех-пяти кораблей этого проекта.

Совершенствование подводных лодок с неядерной энергетической установкой осуществляется как путем закупки современных ПЛ иностранного производства, так и в результате самостоятельного строительства новых ПЛ на своих верфях.

В настоящее время на судостроительном заводе «Вухань» осуществляется программа строительства дизельных ПЛ типа «Сун». Эта ДПЛ имеет современную сферическую носовую ГАС, интегрированную в АСБУ, и способна отслеживать до 5 целей одновременно в полностью автоматическом режиме. Также помимо торпедного вооружения они могут оснащаться ПКР. Первая ДПЛ серии была спущена на воду в 1994 году.

В дополнение к уже закупленным для ВМС КНР у России четырем ДПЛ типа «Кило» ВПР страны приняло решение о закупке еще восьми ДПЛ этого типа.

Дмитрий ПЕВЦОВ «Независимое военное обозрение»