Корабельная сторона
Номер от 1 апреля 2003 г.

Режут – искры летят
Лазерные технологии: будущее и настоящее

Четыре крупные американские компании объединились для совместной работы над программой развития национального судостроения. Первым шагом ее является применение лазерных технологий при создании корабля.

ДО недавнего времени самые мощные лазерные установки (около 6 кВт) могли аккуратно и точно разрезать пластину мягкой стали толщиной не более 25 миллиметров. Появившаяся более года назад технология LASOX от компании «Cutting Edge Metal Processing» доказала, что лазер может одолеть и 100-миллиметровую пластину, правда, только в лабораторных условиях. И вот сейчас оборудование, основанное на LASOX, стало появляться на предприятиях.

Суть этой технологии заключается в экзотермической реакции, в которой участвует лазерный луч, прокаливающий полосу металла, а через идущую за ним форсунку поступает на сверхзвуковой скорости струя кислорода, которая непосредственно и разделяет пластину на две части. LASOX доказала жизнеспособность альтернативных способов резки металла. Помимо всего прочего, ровные края, минимальная зона теплового воздействия и возможность очень плотной подгонки металлических листов позволяют отказаться от дополнительной машинной обработки.

После десяти месяцев напряженных исследований и разработок появилась лазерная установка, показавшая отличные результаты на листе шириной 38 мм. Хорошего товарного качества были не только края, но и проделанные S-образные отверстия для болтовых соединений. Судостроительная и ремонтная верфь «Bender Shipbuilding and Repair», стоявшая у истоков этого проекта, начала использовать на производстве оборудование на основе LASOX с ноября прошлого года. Результаты превзошли все ожидания. Так, например, чтобы разрезать старым методом пластину толщиной 25 мм, требуется проделать 60 сквозных отверстий, и на это тратится один час. При использовании лазерных технологий, весь процесс занимает двадцать минут: по 5 секунд на отверстие и 15 минут на установку оборудования. Таким образом, получается экономия по времени в 40 минут. На недавней презентации последняя модель LASOX в легкую «разделалась» со стальным листом толщиной 64 миллиметра.

В настоящее время на российском рынке лазерные технологии нашли широкое применение лишь в строительстве: это дистанционные измерители, строительные уровни, нивелиры, детекторы, которые производят несколько зарубежных компаний. Ряд северодвинских предприятий, включая и Севмаш, уже несколько лет сотрудничают с известной компанией «Hilti», предлагающей такие устройства. Большое распространение получили дистанционные лазерные измерители, предназначенные для измерения расстояний, расчета площадей и объемов, калькуляции этих величин и т.д. Так, самая последняя модель - PD28 имеет радиус действия более ста метров и точность плюс-минус 3 мм. Помимо удобного интерфейса прибора, его можно подключать к компьютеру для обработки большего количества полученных данных.

Решение о внедрении на своих предприятиях технологии LASOX уже приняли американские компании «Caterpillar» и «General Dynamics - Electric Boat», однако эффективность эксплуатации системы, продемонстрированная на верфи «Bender Shipbuilding», оказалась столь высокой, что обе компании решили пересмотреть сроки введения системы в строй. «Caterpillar» начнет использовать систему LASOX в производстве оборудования для горнодобывающей промышленности, а «General Dynamics» - при строительстве подводных лодок.

Лазерные устройства год от года становятся все совершенней и изощренней. Школьные лазерные указки, дистанционные измерители и системы на основе LASOX - это все звенья одной цепи, которая лежит в основе технологии XXI века - технологии будущего.

Андрей БОЯРЧУК По материалам зарубежных источников