Корабельная сторона
Номер от 24 марта 2003 г.

Десерт необкормленному зрителю
Его мнение опять совпало с мнением жюри

УДИВИТЕЛЬНЫЙ наш Север за короткую фестивальную неделю показал приезжим свой непредсказуемый характер. Так запуржил, что только самые стойкие мужчины осмелились отправиться на вертолете к мезенцам, а на Соловки вообще никто не попал. Зато солнечные Котлас и Коряжма настолько очаровали артистов, что Наталью Варлей чуть не силой увезли в Архангельск. Радушие, гостеприимство «необкормленных» северных зрителей, профессионализм и тактичность журналистов подкупили участников «Сполохов», а мы еще раз убедились, как они доступны, хотя проблем у них ничуть не меньше, чем у обычных провинциалов.

Столько открытий, поразительных и сиюминутных, принес фестиваль. Подождите, а почему, собственно, такой ажиотаж вокруг этого события? Трехдневные семинары медиков, съезды географов и лесников почему-то интересны только специалистам, а тут... Просто они каждый вечер в нашем доме, их лица мы видим порой чаще, чем родных и соседей. Поделюсь тем, что я узнала. Что, например, после фильма «По имени Барон» петербуржца Сергея Бехтерева, исполнителя роли Арона, евреи признали своим (мол, зачем вы показываете свой паспорт, не надо объяснений: вы еврей); что вся его родня по мужской линии была моряками, но во Владивостоке паренька в мореходку нет приняли. И слава богу, море ничего не потеряло, а Бехтерев... Один из призов фестиваля, за лучшую мужскую роль второго плана, Сергей получил именно за «Барона».

Что съемочная группа сериала «Тайга» во время тяжелой экспедиции в Адыгее, когда работали по 15-16 часов, сама прошла курс выживания, что за время съемок двое поженились, у другой пары родился наследник - сын «Тайги», что Борис Галкин сам придумал эпизод с облегчением котомок и за один присест выпил больше половины трехлитровой банки со сливовым вареньем. Что дед обаятельной Любови Руденко, исполнительницы роли Людмилы, тетки с сумками, - казак из станицы Вешенской, она из конца в конец исходила городок под Ростовом-на-Дону, где долгое время жила и я (наверняка встречались). Любаша расплакалась, узнав, что их фильму присудили Гран-при («Саша Аравин, режиссер, говорил: ты сыграй родину-мать, она и жалеет и любит, и верит, - и все получится»). Получилось.

Что, по словам Константина Райкина, несмотря на приятность момента, что тебя признали лучшим, у мастеров, у художников не может быть соревнований; это удел подмастерьев. Что в кинотеатре «Русь» звук настолько живой, что когда на экране взрыв - то ты в эпицентре, а если трасса - то хочется уклониться от несущейся сзади машины. Что пользоваться услугами туалета предлагают за пять рублей (никак не рассчитано на семейный просмотр), а этот самый молодой зритель абсолютно не умеет вести себя в кинотеатре. Может, разучились за то время, пока в кинозалах были рынки, а теперь учиться не хотят. Что, увы, во время фильма не хватает паузы, пусть не рекламной , - к их обилию накрепко приучили.

Что народ платил от сорока до ста рублей за встречу с артистами перед сеансом, но в половине запланированных встреч гости по каким-то причинам просто не явились. Обидно за несбывшиеся надежды. И приятно за нашего земляка, Кирилла Малова, студента-третьекурсника Щукинского училища, которому к 200 рублям стипендии Анатолий Ефремов добавил свою, губернаторскую, ежемесячную: «Мы всегда поддерживаем земляков».

Кончен бал, «Сполохи» вернутся к нам через год, юбилейным пятым фестивалем. Известных гостей будет где принять. А свои артисты какие подмостки топчут? Может, согласится Анатолий Антонович с предложением Константина Аркадьевича провести в области театральный фестиваль, чтобы по такому случаю отремонтировать здания архангельских театра драмы и театра кукол? Не «Сполохами» едиными...

Ирина БЫКОВСКАЯ