Корабельная сторона
Номер от 24 марта 2003 г.

Вторая жизнь «Прокатчика»
В Архангельском порту выведено из эксплуатации последнее паровое судно

ПОЧТИ полвека нес трудовую вахту в портофлоте буксир «Прокатчик» - помогал судам швартоваться, осуществлял лоцманские проводки, даже отопителем для лесозаводов служил. Но ничто не вечно под луной - в конце прошлого года паровику заварили кингстоны и поставили на отстой. Дальше судьба списанных судов известна - на «иголки». Но в данном случае она может быть иной. Сотрудник Северного государственного музея мореплавания Сергей Терентьев считает, что буксир вполне может стать музеем.

- Ну нет у нас «Авроры» или «Ермака», - поясняет Сергей Васильевич, - «Георгия Седова» продали в Германию, на восстановление шхуны «Запад» требуется, как минимум, 3 - 3,5 миллиона рублей. Пока их никто не дает. Здесь же потребуется, по моим расчетам, 400 тысяч.

Паровик - символ своего времени, и экскурсия по нему может быть не менее интересна, чем по большому судну. К тому же на нем можно отработать методику восстановления судов и создания на их базе музеев - опыта пока нет. А потом уж и подводную лодку использовать под мемориальный комплекс, о котором так мечтает губернатор. Тянуть с реконструкцией, считает Терентьев, нельзя: без должного пригляда буксир может быстро превратиться в груду металлолома. Сейчас же паровая машина, рубка, каюты в хорошем состоянии, за имуществом присматривает охранная команда. Увлеченный идеей, он обошел почти все предприятия и организации, связанные с морем и Архангельским портом. Руководители признают замысел интересным и здравым. Дай бог, чтоб хорошее начинание на этом не заглохло.

Алексей ГУНДОРОВ