Корабельная сторона
Номер от 24 марта 2003 г.

Паром может быть построен на Севмаше
Переговоры были проведены между первым заместителем главного инженера Севмашпредприятия Юрием Кондрашовым и представителями западного консорциума

Это произошло в Цюрихе во время проводившейся под руководством губернатора Анатолия Ефремова презентации «Архангельская область: реальные возможности для сотрудничества. По всей видимости, возможности для подобных переговоров, действительно, стали реальными.

ВООБЩЕ-ТО истории строительства на Севмаше грузопассажирских скоростных паромов из алюминиевых сплавов уже около двух лет. Тогда, в июле 2001-го, был даже подписан контракт на создание северодвинскими корабелами этих двухкорпусных катамаранов глиссирующего типа, способных лететь по водной глади со скоростью 40-50 узлов. И при этом перевозить в своих комфортабельных салонах и каютах около тысячи пассажиров, а на нижней палубе, в твиндеке, - свыше сотни автомобилей.

Сама идея комбинированных (суша - вода - суша) перевозок не нова, - она известна еще со времен освоения пути «из варяг в греки». В наше время паромные маршруты (типа «колеса-море») год от года пользуются все большей популярностью. Став своеобразными «плавучими мостами», связывающими разделенные водной преградой сухопутные транспортные коммуникации, суда этого класса до начала 90-х обслуживали в основном челночные рейсы. Однако в последние годы скоростные паромы стало модно использовать не только на коротких линиях, но и на маршрутах большой протяженности, традиционно обслуживаемых круизными лайнерами. Это весьма существенно изменило ситуацию на рынке паромных перевозок (а значит, и на рынке производителей судов).

По расчетам, сегодня строительство паромов обходится значительно дешевле, чем океанских суперлайнеров. Несоизмеримы и расходы на содержание команды: численность персонала на паромах на порядок меньше, чем на круизных судах с каютами, где работает до тысячи человек. Производительность скоростных паромов также не уступает океанским «плавучим домам», и, прежде всего, за счет повышенной частоты рейсов. А уровень сервиса зачастую превосходит даже стандарты авиакомпаний: купившим билет на паром предоставляется многоразовое питание, пассажиры могут развлечься с помощью индивидуальных аудио-видеосистем с возможностью выбора программ, посетить бары, рестораны, киоски, работает и международная телефонная связь.

Не удивительно, что идея строительства на Севмаше парома по заказу специально созданного международного судостроительного консорциума нескольких западных компаний была встречено в Северодвинске с изрядной долей оптимизма. Даже несмотря на то, что сложностей с ожидалось немало. Начать с того, что высокоскоростных судов с динамическими принципами поддержания на воде - глиссирующих катамаранов - северодвинским корабелам строить еще не приходилось. Поэтому руководителей Севмаша волновали вопросы и приобретения специального, «под алюминий», оборудования (прежде всего, сварочного), инструмента для обработки этого легкого металла, и обучения персонала работе с ним, и отработки необычной для предприятия технологии. Тем не менее, были уже определены основные участники проекта.

Предполагалось, например, что дизайн-бюро «Агат» - дочерняя организация известного самолетостроительного КБ имени Сухого, специалисты которого не раз привлекались для реализации самых смелых авиационно-космических программ, должны были придать легкий, «летательный» вид будущему парому. Другой «воздушный» завод - Самарский авиационный металлургический, - поставляющий свою продукцию как для самолетостроительных, так и для ракетно-космических предприятий, рассматривался в качестве основного поставщика алюминиевых конструкций. Газотурбинный двигатель планировалось заказать в Украине, на Николаевском заводе. В переговорах были также задействованы представители Российской компании «Русский алюминий» и государственной компании «Оборонкомплекс».

По задумке договаривающихся сторон, скоростные паромы должны были работать на Средиземном море, обслуживая гостей игр летней Олимпиады, которые пройдут в 2004 году в столице Греции. Однако тогда по ряду причин работы пришлось заморозить. И вот, судя по всему, проект получил второе дыхание.

На сей раз переговоры велись уже о создании серии быстроходных кораблей. По сообщению пресс-службы областной администрации, ориентировочная стоимость одного парома - 70 млн долларов. Вселяет уверенность и тот факт, что в финансировании работ выразило желание принять участие известное в мире бизнеса Швейцарское агентство содействия инвестициям - СОФИ. Единственно, что пока нерешено, так это: будут ли «бегущие по волнам» паромы участвовать в Олимпийских играх в Афинах. Впрочем, ответ на этот вопрос во многом зависит от дня подписания контракта и от начала финансирования работ.

Александр КОНСТАНТИНОВ