Корабельная сторона
Номер от 17 марта 2003 г.

«Хаттон»: дела идут
Как пройтись пешком по Кольскому заливу под водой

Хотите прогуляться по Кольскому заливу под водой, не замочив подошвы? Не верите, что такое возможно? Зря. Для этого надо получить разрешение на посещение буровой платформы «Хаттон» в «Севморнефтегазе» и в мурманском представительстве ПО «Севмашпредприятие», сделать переход на катере по Кольскому заливу, вплеснуть в кровь порцию адреналина во время подъема на пятидесятиметровую высоту, а затем спуститься в лифте к основанию одной из шести колонн-понтонов, на которых и закреплены верхние технологические строения.

ОТДРАИВАЮТСЯ стальные водонепроницаемые двери, подобно тем, что разделяют отсеки атомных подводных лодок, - и вы получаете возможность пройтись по периметру буровой платформы на глубине двадцать пять метров.

Получить полное представление о новой платформе, стоящей на якорях в Кольском заливе между поселками Сафоново и Росляково, со стороны невозможно. Многое скрывается под водой и внутри помещений верхнего строения. Шесть мощных колонн высотой пятьдесят четыре метра, в которых размещены пожарные и перекачивающие насосы, соединены специальными переходами внутри балластных цистерн. Вообще же высота буровой платформы построенной в шотландском городе Абердине, более 160 метров, а водоизмещение 75 тысяч тонн. Гигантское строение. Буровая качала нефть в Северном море, на месторождении Хаттон, откуда и получила свое название. Находясь рядом с ней, чувствуешь себя букашкой, а прохаживаясь по ее решетчатому настилу и видя далеко внизу свинцовую воду залива, ощущаешь холодок в груди.

Буровая платформа приобретена «Севморнефтегазом» - дочерней компанией «Роснефти» и «Газпрома» - у норвежской компании «Кэррмагги» и после переоборудования на Севмашпредприятии будет отбуксирована на шельф Печорского моря, где приступит к добыче нефти Приразломного месторождения. Ежегодно предполагается добывать семь миллионов тонн. Совместные инвестиции в реализацию проекта могут составить несколько сот миллионов долларов, с восьмилетним сроком окупаемости. Деньги немалые, но эта буровая станет первой ласточкой в освоении месторождений углеводородного сырья шельфа Арктических морей.

В центральном посту управления буровым комплексом, который напоминает ЦПУ атомного ледокола или электростанции, за обстановкой наблюдал инженер-механик Константин Харламов. Рядом с помощью автоматики следил за состоянием балластных и пожарных цистерн вахтенный механик Андрей Вашуков. Оба с Севмашпредприятия, вместе с ними вахтовым методом трудятся еще 45 специалистов высшей квалификации. Сейчас они занимаются дефектацией оборудования платформы, определяя, что может быть использовано в дальнейшем, а что необходимо снять с буровой платформы, поместить в специальные контейнеры и передать на СРЗ «Нерпа». В работах участвуют также инженеры ЦКБ «Рубин» и «Коралл». На них возложена задача разработки нового оборудования для платформы.

Изначально платформа рассчитана на бурение 32 скважин глубиной до 4500 метров, а после модернизации ей будет под силу 40 скважин. Предстоит поставить и новое буровое оборудование, и более мощные насосы, и агрегаты электроснабжения, которые смогут работать и на дизельном топливе, и на попутном газе, и на только что добытой нефти.

А пока буровая стоит в Кольском заливе, на стапелях Севмашпредприятия уже ведутся работы по созданию огромного кессона с размещенными внутри танками для нефти. На эту гигантскую площадку будет установлена верхняя часть платформы «Хаттон», которую предстоит срезать с опорного основания, перегрузить на баржу и доставить морем на Севмаш. Эти работы ориентировочно будут начаты в апреле. Отрезанное основание в последующем утилизируют. Верхнее же строение на барже будет дожидаться в Кольском заливе момента вскрытия ото льда Белого моря. По чистой воде многотонную конструкцию отбуксируют в Северодвинск, где установят на новое опорное основание.

Начальник буровой платформы Сергей Крусинский рассказал, что начало работ на Приразломном месторождении планируется на 2005 год. Замена оборудования вызвана как климатическими условиями, в которых предстоит работать платформе, так и особенностями добычи нефти: ее придется качать из-под дна моря мощными насосами, тогда как в Северном море она шла самотеком.

Все технические особенности переоборудования платформы, перспективы начала работ по добыче нефти с шельфа Арктических морей, в общем-то, больше интересны специалистам. А для большинства читателей интересны бытовые детали. Рассказать действительно есть о чем. Мне доводилось бывать за границей. И если бы я попал на буровую платформу с завязанными глазами, не зная, где очутился, сказал бы, что нахожусь в неплохом европейском отеле. Такое впечатление создает прекрасно оборудованный холл. Для членов экипажа буровой платформы имеются одно- и двухместные каюты с индивидуальным санузлом и душем. Офисы офицеров оснащены необходимой оргтехникой. Современнейший радиоцентр дает возможность, используя спутниковую связь, вести деловые и частные разговоры с абонентами в любой точке мира.

За состоянием здоровья следит врач Вера Лаврова. Она сказала, что медпункт на платформе оборудован медицинской техникой, которую и в стационарах не часто встретишь. Созданы здесь и условия для досуга. В комнате отдыха - бильярд, настольные игры. Оборудованы два кинозала, один из них для курящих зрителей. В прачечной несколько стиральных машин, которые нам ежедневно показывают в рекламе по телевидению. Есть и небольшая, но очень неплохая сауна - мечта любого парильщика. Все это компактно размещено на двух верхних жилых палубах.

Сергей НЕМОВ «Мурманский вестник»