Корабельная сторона
Номер от 17 марта 2003 г.

Океанская поступь проекта 611
Как дизельные лодки из Северодвинска торили дорогу лодкам атомным

Подводную лодку на фотоснимке я узнал сразу. По характерным заостренным оконечностям ее носа и кормы, а также по ограждению рубки со специальными волноотбойниками, на которые, признаться, трудно не обратить внимание - это дизель-электрическая лодка проекта 611.

ПРАВДА, надпись на обороте снимка поначалу озадачила: «город Ден-Холдер. Нидерланды, 1994 год». Конечно, известно, что в нынешней России «все покупается и все продается», но увидеть у голландского причала, пусть даже списанный советский военный корабль, было неожиданностью. Но это еще не все! Оказывается, российский турист привез из поездки по Европе снимок не просто советской подлодки 611 проекта, которую приобрели у развалившегося флота России предприимчивые голландцы, а снимок Б-80 - торпедной лодки, которую в 1957-м, построили... северодвинцы!

Вот уже лет десять-пятнадцать витают у нас всевозможные прожекты по поводу увековечивания заслуг северодвинских корабелов: то предлагали рубку атомохода водрузить на постамент в присутственном месте, то гребной винт от «Золотой рыбки» установить, как памятник... Еще, помнится, едва ли не всерьез обсуждали идею целиком вытащить на берег корпус АПЛ «Ленинский комсомол»... А голландцы тихо, без обильных словопрений, столь присущих нам, купили нашу лодку, прибуксировали к себе и переоборудовали под музей мореплавания, где помимо прочего, есть и экспозиция, рассказывающая о советском военно-морском флоте.

Чуть больше четырех лет строили северодвинцы большие дизель-электрические торпедные лодки 611 проекта, а в истории Севмашпредприятия эти «государственные заказы» как-то «потерялись». Удивительно, но эту серию кораблей ветераны завода вспоминают не часто. А вспомнить и рассказать, конечно, есть о чем, тем более, со временем стали открываться удивительные подробности службы этих подлодок.

Место службы - океан

В самой предыстории проекта 611 тоже есть несколько особых моментов. Вкратце о них. Подводники всегда мечтали о лодках, которые бы могли длительное время крейсировать вдали от своих баз. С годами со стапелей сходили все более совершенные лодки, а вот автономность их увеличивалась медленнее других показателей. В канун Великой Отечественной на советском флоте появились, наконец, подводные лодки, главным предназначением которых, становились действия на дальних коммуникациях. Они так и назывались - «крейсерские» (серия «К»). Однако эти корабли, имевшие ряд преимуществ над всеми предшественниками, в целом не вполне оправдали ожидания моряков. К тому же промышленность сумела передать ВМФ небольшое количество подводных крейсеров. Вскоре началась война, которая наглядно продемонстрировала преимущества немецкого аналога - их лодок ХХI (21-й) серии. В 1943-м погибло наибольшее количество советских лодок серии «К». Было ли это случайным совпадением, но решение о начале работ над проектом новой крейсерской подлодки было принято тогда же, в 1943-м.

Окончательное решение по созданию проекта 611 датируется январем 1949-го. В определенном смысле им открывался новый этап в истории наших подводных сил. Если брать основные показатели, не было у нас еще таких крупных лодок. Впечатляли также мощность, скорость подводного хода, дальность плавания (22 тысячи миль), глубина погружения, и конечно автономность - до 75 суток.

Строительство первой лодки поручили ленинградцам. Оно шло трудно, даже драматично. Ветераны «Адмиралтейских верфей» вспоминают: дела складывались так скверно, что у военных даже возникло опасение: не «заваливает» ли предприятие головной заказ, хотели было передать его Таллинскому заводу № 890. В конце концов, из Ленинграда в Таллин лодка все же пришла своим ходом, но достраивалась, а также испытывалась уже здесь.

Однако неприятности продолжались. Во время ходовых испытаний, когда лодка находилась на глубине 60 метров, в четвертом отсеке вспыхнул пожар из-за короткого замыкания в главном распределительном щите. К счастью, тогда обошлось без жертв, хотя отсек пришлось загерметизировать. Естественно, затем потребовался ремонт и отчаянные попытки корабелов «нагнать время». Приемный акт Б-61 (такой тактический номер присвоили новейшей крейсерской лодке) подписали в последний день 1953 года. Символично, что председателем Госкомиссии по ее приемке назначили Героя Советского Союза Н.А.Лунина, бывшего командира К-21 - единственной из крейсерских подлодок, уцелевших на Северном флоте во время войны.

А северодвинцы как бы подхватили эстафету у ленинградцев. Закладка первой лодки 611 проекта состоялась 14 мая 1954 года. Ответственным сдатчиком назначили А.А.Овчинникова. В 1956-м году флоту были переданы 8 кораблей, на следующий год 9. К слову, ни до, ни после такого количества лодок за год северодвинцы не сдавали. Приемный акт последней подписали в 1958-м.

Всего отечественный Судострой передал военным морякам 26 подлодок проекта 611 и его ракетного варианта АВ-611. Восемнадцать из них были построены в Северодвинске. Хотя образно, можно сказать, «семнадцать с половиной», поскольку Б-67, входящая в это число, изначально строилась в Ленинграде, а затем уже достраивалась по проекту В-611 и сдавалась у нас.

Олег ХИМАНЫЧ