Корабельная сторона
Номер от 10 марта 2003 г.

Паритет создавался на стапеле
35 лет тому назад в Северодвинске одновременно сдавались два головных ракетных атомохода

В пятидесятую годовщину Октября северодвинские корабелы, как тогда было принято, встретили эту дату большой трудовой победой. Перед самым праздником, 5 ноября 1967 года, на Севмаше правительственной комиссией был подписан акт о приемке головной атомной подводной лодки проекта 667А, построенной корабелами этого предприятия.

РАКЕТОНОСЕЦ открывал счет самой крупной в мировой практике серии кораблей, определивших достижение военно-стратегического паритета с США в области ракетных вооружений. И в тот же день, также в Северодвинске, произошло не менее значимое событие. На Северной сдаточной базе завода «Красное Сормово», которая размещалась на акватории того же Севмаша, был подписан акт о завершении строительства и испытаний первой сормовской АПЛ проекта 670 и о передаче ее Военно-Морскому Флоту. Это событие явилось своеобразным экзаменом не только для «Красного Сормова», но и для ЦКБ «Лазурит», проектировавшего корабль. Ранее оно занималось только дизель-электрическими лодками проекта 613, в частности, готовило документацию, предназначенную для передачи Китаю. И создание атомохода стало для него серьезным испытанием. На заводе же потребовалось произвести существенную реконструкцию. Построить новые цехи, открыть службы, организовать обучение рабочих и специалистов.

Сошедшие со стапелей в Сормове, подводные корабли, транспортировались в специальном доке по Волге, Мариинской системе и Беломоро-Балтийскому каналу в Северодвинск, где осуществлялась их окончательная достройка и сдача. Памятная дата не осталась забытой. Недавно о ней напомнила заводская газета «Красный Сормович». В публикации Альберта Постнова «Первая атомная...» говорится:

«...Минуло 35 лет. Главный строитель ее В.В. Семашко давно на пенсии, ответственный сдатчик Ф.Г. Преображенский, сдаточный механик А.И. Нахров и ведущий военпред С.Н. Варваркин уже покинули наш мир, так же, как директор завода того времени М.А. Юрьев, главный конструктор проекта В.П. Воробьев и его заместитель В.К. Шапошников. Но еще многие сормовичи могут вспомнить те дни... Они памятны начальнику Северной сдаточной базы Ю.К. Меньшикову, главному конструктору по корпусу А.И. Аменицкому (который ходил на глубоководные погружения на этом корабле), В.В. Куликову, бывшему сдаточному механику по цеху 2-СМ, и сотням других корабелов. В том числе лауреатам Ленинской премии Ю.Б. Бабанскому, К.С. Старцеву, Ф.И. Чуеву, отмеченным премией за этот проект в 1970 году.

Да, это был красивый, замечательный корабль с яркой судьбой. Корабли 670-го проекта входили в состав Северного и Тихоокеанского флотов. Они перешли через арктические моря с Севера на Тихий океан. К-201 (зав. № 721) за 107 суток обогнула Африку и из Западной Лицы пришла в бухту Крашенинникова на Камчатке. Головная подводная лодка К-43 (зав. № 701) три года была в аренде у военно-морских сил Индийской Республики.

За проявленную храбрость шести морякам с АПЛ пр. 670 присвоены высокие звания Героев Советского Союза, пять кораблей этого проекта награждены вымпелом Министерства обороны СССР «За храбрость». АПЛ К-25 (зав. № 703) награждена юбилейной Ленинской почетной грамотой, АПЛ К-308 (зав. № 711) - юбилейным знаком ЦК КПСС, Президиума ВС СССР и СМ СССР в честь 50-летия образования СССР.

Командир БЧ-5 головного корабля Л.Б. Никитин стал контр-адмиралом, заместителем командующего I флотилии атомных подводных лодок - начальником ЭМС. Командир группы БЧ-2-3 этого же корабля А.И. Шевченко закончил службу вице-адмиралом, а будучи капитаном I ранга, командовал прославленной 33-й дивизией Северного флота, корабельный доктор В.Г. Строганов стал генерал-майором медицинской службы, одно время был начальником медицинской службы Северного флота.

Бывший командир АПЛ пр. 670 К-25 К.В. Макаров закончил службу начальником Главного морского штаба в звании адмирала флота. Сейчас командует Балтийским флотом бывший командир К-325 (зав. № 714) вице-адмирал В.П. Валуев.

Прав был главный конструктор ряда проектов ОАО «ЦКБ «Лазурит» Р.И. Лафер (1934-1997 г.г.), в ту пору руководитель конструкторской группы ЦКБ «Лазурит», написав: «Исключительно дружеские отношения сложились у нас с экипажем головного корабля. И позднее, когда корабль ушел к месту базирования, мы всегда ездили туда в командировку как к близким друзьям, с которыми съели не один пуд соли и выпили не один литр... морской воды».

Сормовичи создали отличный корабль, на котором военные моряки надежно и успешно несли свою вахту, охраняя морские рубежи нашей Родины. Героическим морякам и сормовским кораблестроителям, достойно представлявшим нашу Родину на морях и океанах атомными подводными лодками 670-го проекта, - троекратное «ура!»

Александр БУРЛОВ