Корабельная сторона
Номер от 10 марта 2003 г.

Фрегаты раздора
Очередной скандал разгорается между предприятиями, работающими в кораблестроении

Руководство ОАО «Балтийский завод» намерено взыскать с московского НПО «Альтаир» средства, израсходованные заводом из-за задержки сдачи двух фрегатов для ВМС Индии.

О мнению руководства завода, поставка НПО недоработанного комплекса ПВО «Штиль-1» привела к расходованию дополнительных средств, кроме того, это может стать поводом к иску с индийской стороны. Руководство «Альтаира» считает, что причиной задержки стало использование их комплексов в нерасчетных режимах. Стороны готовы доказывать свою правоту в суде.

Контракт на строительство для ВМС Индии трех фрегатов проекта 1135.6 был подписан 17 ноября 1997 года между индийским минобороны и ФГУП «Рособоронэкспорт». Эксперты оценивают его стоимость в $900 млн. Головной исполнитель контракта - ОАО «Балтийский завод». Первый фрегат - «Talwar» - должен был быть передан заказчику в мае 2002 года, следующие - «Trishul» и «Tabar» - в ноябре 2002 и мае 2003 года.

Как уже сообщалось, с 8 февраля по 15 марта 2002 года фрегат - «Talwar» - успешно прошел государственные испытания на Балтике, в ходе которых полностью подтвердил все заявленные характеристики. 17 мая начались приемо-передаточные испытания. Все их этапы были выполнены успешно, кроме стрельб многоканального зенитного ракетного комплекса средней дальности «Штиль-1»: зенитная ракета сразу после выхода из пускового контейнера потеряла управление и самоуничтожилась.

Для выяснения причин неудачи была создана межведомственная комиссия. В октябре испытания «Штиля-1» на первом корабле были прекращены и перенесены на второй фрегат, «Trishul», который уже был готов к заводским, а потом - государственным испытаниям. 15 февраля состоялись стрельбы комплекса «Штиль-1» на втором корабле, завершившиеся успешно. В апреле должны начаться приемо-передаточные испытания второго фрегата, в том числе со стрельбами «Штиля-1». В конце мая - начале июня корабль будет передан заказчику. В тот же период в рамках приемо-передаточных испытаний на первом фрегате будут проведены повторные стрельбы «Штиля».

Гендиректор НПО «Альтаир» Сергей Климов заявил корреспонденту «Коммерсанта»:

- На корабле существуют различные радиоэлектронные средства. Все эти средства в момент, когда идет атака на корабль, работают одновременно. На корабле принимаются меры, чтобы эти средства друг другу не мешали. В той части, которая касалась «Штиля-1», это не было сделано. Мы выяснили это еще в августе, провели в октябре заводские испытания, которые прошли успешно. На сегодняшний день мы провели семь пусков по пяти мишеням. В тех условиях, когда средства корабля были подчинены нашим требованиям, не было ни одного отрицательного результата.

А вот что сказал об этом генеральный директор ОАО «Балтийский завод» Олег Шуляковский:

- Комплекс «Штиль-1» сам по себе был поставлен недоработанный и сырой. Попытка связать неудачные стрельбы с работой других корабельных систем легко опровергается. В рамках работы межведомственной комиссии второй корабль был проверен специальной системой «Конус». По результатам этих испытаний есть акт, в котором говорится, что никакого влияния не обнаружено. Проблемы со сдачей фрегатов заказчику отрицательно сказываются на всем военно-техническом сотрудничестве с Индией. Как поведет себя индийская сторона с точки зрения штрафов, пока неизвестно: формально она имеет право оштрафовать нас по первому кораблю, скоро получит возможность штрафовать и по второму. Мы несем серьезнейшие потери, связанные с дополнительными выходами кораблей, с их обеспечением, платим налог на имущество, который не платили бы, сдай мы корабли в прошлом году. Из-за задержки передачи фрегатов от индийской стороны не получено более 25 процентов контрактных средств. Поэтому мы намерены выставить «Альтаиру» неустойку.

Как пояснил гендиректор Балтзавода, неустойка будет выставлена «Альтаиру» даже в том случае, если Индия не прибегнет к штрафным санкциям.

- Мы хотели бы решить этот вопрос с руководством «Альтаира» на рабочем уровне, без суда,- заявил гендиректор Балтзавода. - Но если это не удастся, то мы обратимся в суд.

- Я думаю, что на эту тему можно разговаривать,- считает Сергей Климов. - Если не удастся договориться, то будем судиться. Мы не видим необходимости нести большие расходы. Сейчас во главу угла ставятся деньги. Пока все разговоры направлены на то, чтобы заранее подготовить всех к тому, что часть расходов, которые понес Балтзавод по кораблям, переложить на «Альтаир». Но факты говорят о другом.

«Коммерсант-СПб»