Корабельная сторона
Номер от 3 марта 2003 г.

В бой идут одни сивучи
За иракскую нефть будут драться звери, обитающие в морских пучинах

Персидский залив американцы перебросили первую группу специально дрессированных морских львов - сивучей. Прошедшие особую подготовку в Центре космических и военно-морских систем в Коронадо, штат Калифорния, боевые животные должны будут защищать от подводных диверсантов корабли 5-го флота ВМС США.

ВПЕРВЫЕ вдали от своих берегов американцы использовали ластоногих во время войны во Вьетнаме. Подготовленные на базе Сан-Диего дельфины охраняли военно-морскую базу Камрань и сумели за все время несения службы уничтожить около полусотни неприятельских боевых пловцов из числа подготовленных советскими инструкторами вьетнамцев. Увы, но в акватории Камрани погибли и двое наших подводных диверсантов.

В следующий раз американцы попытались задействовать дельфинов у берегов Никарагуа, но потерпели фиаско. Почти все животные погибли от рук советских боевых пловцов, сделавших должные выводы из вьетнамских событий.

Однако соответствующие выводы тут же сделали и специалисты ВМС США: база подготовки животных в Сан-Диего была законсервирована, часть тамошних дельфинов передали в местный океанариум, где они до сих пор развлекают зрителей, а несколько самых дрессированных особей перевезли в расположенную неподалеку военно-морскую базу Коронадо. К тому времени там уже работали с морскими львами, тюленями и касатками. Однако использовать именно дельфинов против боевых пловцов оказалось достаточно сложно. С этим, кстати, столкнулись и советские специалисты. Ну не может дельфин себя пересилить и убить плывущего мимо человека, пусть он и будет обвешан оружием и минами!

Именно поэтому во время войны между Ираном и Ираком в 1987-1988 годах для охраны в местных водах кораблей ВМФ США были задействованы и дельфины, и морские львы. Как и во время операции «Буря в пустыне» в 1991 году. Тогда американцы использовали дельфинов в качестве подводных часовых и саперов, а морских львов - как основную противодиверсионную силу.

Морские львы могут успешно действовать на мелководье, видеть почти в полной темноте, а их слух позволяет улавливать сигналы, идущие с любой стороны. При этом они прекрасно адаптируются к температурным колебаниям, что особо важно в условиях работы в Персидском заливе. В воде человек морскому льву - не конкурент. Эти животные, вес которых достигает полутора тонн, плавают со скоростью 40-45 км/ч и легко ныряют на глубину около 300 метров.

В свое время в Советском Союзе также всерьез занимались подготовкой боевых животных. Были построены дельфинарии в Крыму и на Дальнем Востоке, для работы привлекли лучших ученых, и те добились весьма значительных успехов. Но потом развалился Союз, и все тихо умерло. Один из лучших специалистов по подготовке боевых животных капитан первого ранга Борис Журид был вынужден покинуть Родину из-за невозможности содержать своих питомцев. Он не смог предать тех, кого приручил, и уехал на Ближний Восток. Не исключено, что питомцы Журида, в том числе его любимица, самка сивуча по кличке Ирма, сегодня несут службу в рядах иракских ВМС.

Впервые с инициативой использовать морских животных в военном деле выступил еще в 1915 году известнейший русский дрессировщик Владимир Дуров. В своем письме в Главный морской штаб он предложил подготовить несколько дельфинов и тюленей для борьбы с немецкими подводными лодками и плавучими минами. Вскоре на Черном море, в Балаклавской бухте, началась дрессировка животных.

За три месяца были обучены 20 морских млекопитающих, в основном тюленей, однако применить их в деле не удалось: в одну из ночей все животные были отравлены. Расследованием диверсии занялась контрразведка Черноморского флота, но по горячим следам отравителей найти не удалось. А потом случилась Октябрьская революция... Вся методическая литература по тренировке боевых животных, исчезла.

Питер Уайтшоу, первый лейтенант подразделения боевых пловцов ВМС США «Тюлени»:

- При допросе взятых в Персидском заливе в плен иракских боевых пловцов выяснилось, что все они прошли обучение диверсионным подводным действиям в СССР. Пленные рассказали, что во время учебы они видели, как там же дрессируют дельфинов, касаток, сивучей и других ластоногих. Еще в Казачьей арабы поняли, что спастись от ластоногих в воде невозможно, поэтому-то и сдались в плен.

Александр ТАРАСОВ.«Россiя»