Корабельная сторона
Номер от 24 февраля 2003 г.

Сенсация из одного бревна
Найденной в Десне древнерусской ладье 750 лет

Летом 2001 года в окрестностях села Вщиж (Брянская область) был найден древний корабль-однодеревка, смонтированные фрагменты которого ныне украшают зал областного краеведческого музея. Тогда же заговорили о небывалом открытии, но столичные специалисты отнеслись к этому скептически. И вот теперь можно с уверенностью заявить: мировая сенсация состоялась!

ИСТОРИЯ находки по-своему необычна: десятки лет она буквально валялась под ногами вщижан. С этого полузатопленного бревна, торчащего из берегового обрыва на окраине села, забрасывали в Десну удочки рыбаки и ныряли купальщики. Лишь в страшную летнюю жару 2001 года (подобного, говорят синоптики, не было последние 100 лет), когда Десна обмелела, почерневший от времени топляк обернулся носом полуразрушенной лодки, выдолбленной из цельного дерева. Первым это заметил местный житель Валентин Баранов, пришедший как-то утром порыбачить на свое излюбленное место. Через своего соседа Владимира Сухоцкого он сообщил о своем маленьком открытии в областной краеведческий музей. Так начиналась сенсация.

Археологам хорошо известны древние лодки-однодеревки, выдолбленные нашими далекими предками еще в раннем железном веке, больше двух тысяч лет назад. В Трубчевском музее можно увидеть такой челн, похожий на трехметровое корыто с перегородками внутри. В общем, находка завидная, но, казалось бы, ничего сверхъестественного... Однако когда музейщики добрались до Вщижа, их глазам предстала совсем другая картина. Из берегового обрыва погребенный под пятиметровым слоем почвы торчал нос хоть и однодеревки, но - не лодки, а большого корабля!

Для того чтобы вытащить находку, требовалось перелопатить несколько десятков кубометров слежавшейся за много столетий земли. Чья-то горячая голова предложила просто отпилить нос и на этом закончить. Но, к счастью, такого не произошло. Были извлечены на свет божий и доставлены в Брянск остатки старинного корабля, рассыпавшиеся на воздухе в груду обломков. Тогда-то впервые и прозвучала мысль, что это древнерусская ладья.

Столица не поверила. И вот почему. За всю историю археологии ни разу не было найдено судна эпохи Древней Руси. Специалистам хорошо известны конструкции кораблей древнеегипетских фараонов, греческих триер и викинговских дракаров. Все это исследователи неоднократно находили на древних поселениях, в гробницах, в реках и морях. А вот русские корабли изучали больше по рисункам в летописях и описаниям современников. Археологические коллекции чрезвычайно бедны этим материалом. Где-то находили обшивку бортов, обломки киля, шпангоуты, корабельные заклепки... А здесь вдруг почти целый корабль! Да еще того самого типа, который постоянно упоминается в византийских хрониках: моноксил - однодеревка. Именно на таких судах ходил Олег со своими дружинниками приколачивать щит к вратам Царьграда. Согласитесь, поверить в такую находку нелегко.

Радиоуглеродный анализ ладьи сделали в радиоизотопной лаборатории Института истории материальной культуры Российской академии наук. Брянщина получила подтверждение сенсационности находки. С 95-процентной точностью возраст однодеревки оценивается в 750 лет. Учитывая всевозможные допуски, ученые считают, что погиб корабль между 1247-м и 1279 годами.

Как же выглядел первый и пока единственный известный науке древнерусский моноксил?

Четыре месяца сохли извлеченные из земли и воды обломки древнего судна. Только после этого их, пропитав клеящим и противогнилостным растворами, смонтировали на втором этаже областного краеведческого музея. У ладьи не сохранились корма и правый борт. Но и оставшаяся часть конструкции позволяет полностью восстановить облик корабля.

12-метровой длины моноксил был изготовлен из дерева обхватом в метр. Чтобы стенки были нужной толщины, древние кораблестроители забивали в ствол снаружи на одинаковую глубину ровные столбцы деревянных гвоздей-сторожков, хорошо заметных и сейчас. Они отличались по цвету от древесины корпуса, и когда мастера, выдалбливая середину, добирались до них, то останавливались. После этого полуготовый корабль распаривали кипятком и в центре разводили борта в стороны. Для прочности их укрепляли шпангоутами, называемыми на Руси кокорами. Получилась изящная и быстроходная ладья, рассчитанная на дюжину гребцов.

Погиб же корабль прямо у причала древнего Вщижа. Самого города к тому времени уже не существовало - он был сожжен во время Батыева нашествия весной 1238 года, но уцелевшие горожане на посаде продолжали жить. О причине же гибели ладьи остается только гадать. Исследователи обнаружили на внутренних стенках судна следы сажи.

Дмитрий КАРПОВ